Труа Жан Франсуа
Картины и биография
Жан Франсуа де Труа (Jean Francois de Troy) (1679–1752), французский живописец. С 1699 года по 1706 учился в Италии на средства своего отца и учителя художника Франсуа де Труа (1645–1730). В 1708 году был принят в Академию, в 1719 получил звание профессора. Ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно Гверчино ("Сусанна и старцы", 1715, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; "Лот с дочерьми", 1721, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Следуя легкомысленным нравам эпохи, де Труа много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого мифологический, библейский или галантный сюжет ("История Сусанны", 1727, Руан, Музей изящных искусств; "Смерть Клеопатры", 1731, Страсбург, Музей изящных искусств; "Рождение Венеры"; "Юпитер и Леда"; "Общество в парке", 1731, все – Берлин, Государственный музей).
В 1730–е годы по заказу короля Людовика XV де Труа выполняет декоративные работы для Версаля: "Охота на льва" (1736, Амьен, Музей Пикардии) для Малых апартаментов короля, "Завтрак с устрицами" (1737, Шантийи, Музей Конде) для столовой и другие картины. Жан де Труа писал удивительно легко и быстро, композиции его картин, хотя и несколько театральны, полны воображения и яркого колорита. Художник пользовался уважением современников, его искренне любили ученики, так как он был превосходным педагогом, Вьен обязан ему многим.
В 1738 году де Труа назначен директором Французской академии в Риме; в эти годы он много работает над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов ("История Эсфири", "История Ясона и Медеи"). Удовлетворяя вкусам своего времени, де Труа вообще пользовался репутацией отличного художника в не меньшей степени, чем его отец. Им написано множество крупных и небольших картин во всех родах, для церквей, дворцов и частных заказчиков. Легкость, с какою давалась ему композиция, приобретенный технический навык и светский, рассеянный образ жизни мешали художнику строго обдумывать изображаемые сцены. В картинах де Труа фигуры изящны и группированы живописно, но имеют более условный, чем истинно-жизненный характер; их колорит гармоничен, но мало натурален.
Картина Жана Франсуа де Труа "Завтрак с устрицами".
В роскошно украшенном особняке стиля рококо общество аристократов и сановников лакомится щедро поданными на стол устрицами и шампанским. Богатый колорит де Труа, на стиль которого оказали влияние работы Тициана и Петера Пауля Рубенса, а также пристальное внимание к деталям, вроде хлеба с хрустящей корочкой на столе, корзин с устрицами на переднем плане или бутылок, охлаждаемых во льду, придают изображенной сцене известную торжественность. Картина
была заказана Людовиком XV для его личных апартаментов в Версале. В свое время де Труа пользовался большой популярностью как искусный декоратор, портретист и мастер жанровой живописи. Художник долго жил в Италии, наслаждаясь как светской, так и художественной жизнью, а в 1738 году был назначен директором Французской Академии в Риме.
Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия
и композиционное мастерство ставят де Труа в ряд выдающихся живописцев.
Как утверждают, де Труа скончался, получив печальное известие о том, что должен вернуться во Францию, оставив в Италии свою возлюбленную.