Скорел Ян
Картины и биография
Ян ван Скорел (Jan van Scorel) (1495–1562), нидерландский живописец. Получил разностороннее гуманистическое образование, живописи учился у Яна Госсарта в Утрехте; в 1518–1524 годах путешествовал по Германии, Италии (был хранителем античных памятников Бельведера в Риме), Швейцарии, Палестине. С 1525 года Скорел – каноник церкви в Утрехте.
Один из ведущих мастеров романизма, Скорел привнес в нидерландскую живопись замеченные им у художников венецианской школы свежесть богатого оттенками колорита, умелую передачу солнечного освещения, поэтичные пейзажные фоны (“Въезд Христа в Иерусалим”, Центральный музей, Утрехт; “Мария Магдалина”, Государственный музей, Амстердам).
Скорел писал также проникновенно-лирические портреты в духе ранненидерландской живописи (портрет Агаты ван Схонховен, 1529, Галерея Дориа, Рим) и оригинальные по замыслу и композиции групповые портреты (“Паломники в Иерусалим”, Центральный музей, Утрехт, и Музей Франса Халса, Харлем). В середине XVI века известность Яна ван Скорела была так велика, что ему заказали реставрацию великого Гентского алтаря Яна ван Эйка.
Картина Яна ван Скорела “Адам и Ева”.
Застывшие наподобие статуй фигуры Адама и Евы, заключенные в раму из деревьев с
пышными кронами, и ландшафт, где вьющаяся по равнине река прокладывает путь
вдаль, господствуют в этом изображении райского сада. Скорел много
путешествовал, и стиль его живописи синтезировал тонкость его нидерландских
предшественников с реализмом форм итальянского искусства. Откровенная, смелая
обнаженность и весомость объемов фигур, охваченных твердым, уверенным контуром,
типичны для религиозной живописи Скорела и обнаруживают влияние мастеров
итальянского Ренессанса Микеланджело и Рафаэля, которых художник знал, когда жил
в Риме. Его укорененность в традиции североевропейской живописи позволила ему
изобразить пейзаж с большим чувством и наполнить его восхитительными,
очаровательными подробностями, такими как маленькие зверюшки на первом плане.