Стиль классицизма в архитектуре 18 века
В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.
Габриэль. К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699–1782) – выразителя просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.
Развитие капиталистических отношений ставило задачи перестройки стихийно возникших, хаотических средневековых городов, устройства новых кварталов и площадей, рынков, торговых и общественных зданий. Преддверие резиденции короля – замкнутая площадь превращалась теперь в средоточие городской жизни, в узел основных магистралей района.
В середине 18 века Габриэль проектировал в Париже площадь Людовика XVI (теперь – площадь Согласия); ее создание положило начало формированию центрального ансамбля. Это первый пример открытой площади с обширным свободным пространством, которая стала характерной для городов нового времени. Габриэль воздействует пафосом организованного пространства городского пейзажа с динамичными перспективами уличных магистралей. Прямоугольная площадь Согласия разбита на пустыре па берегу Сены между массивом зеленых садов Тюильри и Елисейскими полями. К площади ведут три луча аллей, связывающих ее с городом. С двух сторон она переходит в массивы зелени, с третьей – в гладь реки и только с одной стороны застроена двумя административными зданиями Военного и Военно-Морского министерств. Их архитектура находится в соответствии с общим ансамблем: развернутые по горизонтали фасады решены в виде двух ординарных колоннад коринфского стиля, опирающихся на аркаду с тонкими рустованными пилонами. Оба здания превращены в крылья проходящей между ними и доминирующей над ними Королевской улицы, образующей ось площади и впоследствии замкнутой компактным портиком церкви Мадлен. Разработанный Габриэлем принцип объемно-пространственного построения площади получил дальнейшее развитие в архитектуре зрелого классицизма, наметил путь развития французского градостроительства. По сравнению с архитектурой классицизма 17 века (Клод Перро) здания Габриэля отличаются большим изяществом и утонченностью.
По-новому решил Габриэль тему загородного дворца. Его Малый Трианон (1762–1768) в Версальском парке – одна из первых построек в стиле классицизма второй половины 18 века. Это не дворец, а скорее загородный особняк с классическим портиком, объединяющим два этажа. Строгий по геометрически члененным архитектурным формам, гармоничный в пропорциях и ясном замедленном ритме прямых линий, Малый Трианон одновременно прост, интимен и параден. Изысканный в деталях, свободно стоящий и органично связанный с пространственной пейзажной средой окружающего парка, он словно ориентируется на «естественного человека». Пространственная композиция Трианона подчеркнута самостоятельным значением каждой стороны фасада, низкими парапетами, образующими крылья здания, и четырьмя лестницами, сгруппированными попарно. Все это придает черты монументальности зданию небольшого размера, одному из совершеннейших сооружений французской архитектуры 18 века.
Архитектура 1760–1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».
Суфло. В зодчестве предреволюционных десятилетий преобладали общественные сооружения. В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени – Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713–1780). Задуманный как церковь святой Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 году превращен в Пантеон – некрополь великим людям Франции. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами.
Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.