Венера и Амур
Lucas Cranach. Лукас Кранах Старший, картины и гравюры ►
Искусство Германии 16-го века
Известная картина «Венера и Амур» написана художником Лукасом Кранахом Старшим в 1509 году. Размер 213 x 102 см, холст, дерево, масло. Картину относят к началу зрелого периода творчества художника.
Полотно «Венера и Амур» является первой картиной эротического содержания в искусстве немецкого ренессанса.
Одна из важных особенностей художника Лукаса Кранаха заключается в том, что он принадлежит к числу тех немецких живописцев 16 века, которые проявляли интерес к достижениям современного им классического искусства Италии. В целом ряде своих произведений Лукас Кранах обращается к классическим приемам передачи пространства и трактовки человеческой фигуры.
Художник создает изображения мадонны, уподобляющиеся по типу итальянским образцам («Мария с младенцем»; Вроцлав), вводит в фигурные композиции элементы ренессансной архитектуры («Торгаурский княжеский алтарь», так называемый «Алтарь святой Анны»; Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне), пытается воплотить идеальные пропорции обнаженного тела в картине «Венера и Амур». В 1509 году Лукас Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура. Художник сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы; выделяются лишь красные бусы на шее Амура.
Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера." Венера Кранаха – рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи – в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.