Мученичество святого Маврикия
Живопись позднего возрождения и маньеризма
Картина испанского живописца Эль Греко «Мученичество святого Маврикия». Размер картины 448 x 301 см, холст, масло.
Остро и последовательно визионерский характер искусства Эль Греко сказался в картине, заказанной королем Филиппом II для собора Эскориала – «Мученичество святого Маврикия». В очень сложной, насыщенной множеством фигур композиции запечатлены, как в произведениях средневекового искусства, разновременные эпизоды из жизни святого. На переднем плане картины художником помещены фигуры полководца фиванского войска Маврикия и его соратников, готовых принять мученическую смерть за верность христианству.
Они представлены в латах римских воинов; пластическая моделировка их фигур навеяна приемами классической живописи.
Однако эти образы, в которых проявилось типичное для Эль Греко понимание человеческой личности, бесконечно далеки от героических образов Возрождения. Их тела лишены реальной весомости, лица и жесты отражают душевное волнение, смирение и мистический экстаз, босые ноги неслышно ступают по земле. Изображение казни Маврикия, вознесения его души на небо, отодвинутое художником вдаль, как бы происходит в сфере безграничного пространства. В картине «Мученичество святого Маврикия» необычный колорит художника, проникнутый беспокойной борьбой противостоящих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в мерцании призрачного нереального света, является одним из главных средств мистического преображения реальности. Столь не похожая на традиционные произведения церковного искусства, картина Греко не была оценена ни Филиппом II, ни придворными мастерами-итальянистами. Ее место в соборе Эскориала было отдано полотну посредственного итальянского живописца.
Разочарованный своим неуспехом при дворе, Эль Греко покинул Мадрид и поселился в Толедо. Некогда «сердце Испании», древний Толедо в 16 веке стал приютом старой феодальной аристократии. Потеряв значение государственной столицы, Толедо остался центром инквизиции и богословской мысли. Толеданская интеллигенция увлекалась идеалами средневековой культуры и мистическими учениями. Ее духовная жизнь, в которой значительное место занимали музыка, поэзия и искусство, отличалась большой утонченностью. Эта среда оказалась наиболее благоприятной для развития дарования Эль Греко.