Видение святого Иеронима
Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Видение святого Иеронима». Размер картины 343 x 149 cм,
дерево, масло. «Видение святого Иеронима» является наиболее значительной работой
римского периода творчества Пармиджанино. В отличие от Понтормо и Россо, антиренессансный
характер творчества которых выражал пессимистический надлом мировосприятия целого поколения,
ощутившего безысходность трагических противоречий итальянской действительности, эстетическая
программа Пармиджанино тесно связана с устремлениями складывающейся придворной культуры.
Она отражает умонастроения той части итальянского общества, которая пытается уйти от трагических
противоречии действительности в узкий мирок субъективных, утонченных, оторванных от жизни идеалов.
Не случайно именно Пармиджанино, а не флорентийские маньеристы выработал эстетический идеал маньеризма
и оказал огромное воздействие на последующее развитие маньеристического искусства.
Эстетический идеал художника, формирование которого можно проследить в ряде его произведений 1520-х годов,
подчинен стремлению противопоставить действительности мир рафинированно-аристократичной, бесплотной красоты.
Он носит отвлеченный характер и очень скоро обнаруживает нестандартность идейных позиций
мастера, свидетельствует об эмоциональной интенсивности поиска, утверждении собственного художественного
мировоззрения. Сформированные под влиянием Микеланджело и Рафаэля художественные нормы подвергаются трансформации,
пропорции удлиняются, принимая стилизованный, гротескный вид, уходя от реальности
к идеализации в ущерб художественному замыслу. В главном его религиозном
образе того периода «Видение святого Иеронима» закрепилось влечение Пармиджанино
к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.
Перейти к следующей работе мастера ►