Билибин Иван Яковлевич
Картины и биография
Билибин Иван Яковлевич – русский живописец, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
Иллюстрации «Сказка об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
Издательство «Экспедиция заготовления государственных бумаг», СПб. 1899 год
Родился Билибин 4 августа 1876 года в имении Тарховка близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. В 1898 году Билибин обучался живописи в студии А. Ажбе в Мюнхене, затем в 1899-1900 годах учился в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина.
Билибин жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902-1904 годы), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления от поездки по Северу Российской империи Билибин обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904 год; и других публикациях о искусстве и этнографиии).
Иллюстрации к сказке «Марья Моревна», 1900 год
Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и другие, пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), художник создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.
Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904 года, работая в антерпризе С. П. Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина. Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны – в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией художника, лишены всякой апологетики.
Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 год