Не ждали
Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали», холст, масло. В этой картине нашли
наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски Репина. Замысел
произведения возник у художника летом 1883 года во время пребывания на даче в
Мартышкино, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Как
впоследствии писали художники Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь и
Валентин Серов, именно эта работа Репина произвела на них самое сильное и
неизгладимое впечатление.
Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося – потрепанный армяк, стоптанные сапоги, – так и неожиданность его прихода). Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену.
В картине царит напряженная тишина. Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур – вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие ей черты.
Фигура матери изображена со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины. Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, – всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.
Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется – из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой развязки в картине – не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении уходят в глубину – создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное выражение.
Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не показывает в картине простой и
открытой радости встречи, что крайне упростило бы содержание произведения. Но
несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика,
свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на
стене портреты Некрасова и Шевченко – борцов за народное счастье) художник дает
почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей,
не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы
близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя – высокий
гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты Репиным,
заставили его решать произведение на большом холсте, в формах, очищенных от
элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила историческое
истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.
«Не ждали» – одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом работ Репина.
Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона, приглушает краски
картины и в то же время придает им особую свежесть и чистоту. Эта светлая, тонко
сгармонированная гамма хорошо соответствует эмоциональному строю произведения,
чистоте чувств изображенных людей.
Позировали ему члены семьи и разные знакомые: для матери вернувшегося
ссыльного – теща художника, Е. Д. Шевцова, для жены – В. И. Репина, жена
художника, и В. Д. Стасова; девочка написана с Веры Репиной, дочери художника,
мальчик – с Сережи Костычева.
Впервые он создавал картину прямо с натуры, без предварительных эскизов, но все равно много раз переписывал, изменяя образы до неузнаваемости. Несмотря на то что художник уже прочно обосновался в северной столице, он продолжал наведываться в Москву, с удовольствием поддерживал теплые отношения с Поленовым, Суриковым, Васнецовым и, конечно, Третьяковым.