Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Тропинин Василий Андреевич
Картины и биография

Выдающийся русский художник-портретист Тропинин Василий Андреевич (Tropinin Vasily Andreevich) родился 19 марта 1776 года в имении графа Антона Сергеевича Миниха, находившемся в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был старостой крепостных крестьян, затем управляющим и за честную службу получил от графа вольную, однако на его детей вольная не распространялась, они продолжали считаться крепостными.

Тропинин Автопортрет с кистями и палитрой
Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, 1846, ГТГ
Тропинин Генерал Горчаков
Генерал Горчаков А.И., 1810-е, Костромской музей
Тропинин Мальчик с жалейкой
Мальчик с жалейкой, 1810-е, Третьяковская галерея, Москва

Начальное образование (стараниями отца) Василий получил в Новгороде, где четыре года учился в народной школе. Там же у мальчика проявилась и тяга к рисованию. Когда дочь Миниха Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, юный Тропинин оказался в числе ее приданого и поступил в услужение новому хозяину. Граф Морков не жаловал увлечения рисованием своего крепостного и отправил Василия в Петербург обучаться кондитерскому делу.

В столице Тропинин, находившийся под присмотром двоюродного брата графа Алексея Ивановича Моркова, в свободное время продолжал заниматься рисованием. Вскоре Алексей Иванович с удивлением узнал, что Василий тайком посещает лекции в Академии художеств. После просмотра рисунков крепостного молодой граф решил во чтобы то ни стало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств, и в конечном итоге добился его согласия, пообещав родственнику, что возместит все издержки. В то время по уставу Академии крепостные могли быть лишь вольнослушателями за соответствующую плату.

Тропинин Князь Багратион Петр Иванович
Князь Багратион Петр Иванович (посмертный портрет), 1816
Тропинин Портрет графини Нарышкиной
Портрет графини Нарышкиной Е.И. 1816, Русский музей
Тропинин Портрет историка Карамзина Николая Михайловича
Портрет историка Карамзина
Николая Михайловича, 1818, ГТГ

Шесть лет Тропинин изучал искусство в гипсовом и живописном классах. Азы художественного ремесла будущий живописец постигал в мастерской знаменитого художника – профессора Степана Семеновича Щукина. За ученические рисунки Василий получал золотые и серебряные медали. Тропинин в Академии художеств подружился с будущим известным гравером Егором Осиповичем Скотниковым и художником Орестом Адамовичем Кипренским.

В 1804 году на академической выставке Тропинин впервые представил свою работу. Его картину похвалили адъюнкт-ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Мария Федоровна, посетившая выставку. А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать для Тропинина вольную. Но, как только граф Ираклий Морков узнал об интересе к его крестьянину столь высокопоставленных господ, он тут же отозвал Василия из Петербурга на Украину.

Тропинин Портрет Арсения сына художника
Портрет сына Арсения, 1818
Тропинин Кружевница
Кружевница, 1823
Тропинин Юноша с гитарой
Юноша с гитарой, 1823

Эти три портрета находятся на экспозиции в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Графу Моркову не нужен был высокообразованный портретист – он нуждался в крепостном усадебном художнике, который должен был писать иконы и алтарные образы для строящейся новой церкви и украшать кареты. В 1807 году Василий Тропинин обвенчался с Анной Ивановной Катиной, свободной поселенкой, которая не испугалась выйти замуж за крепостного человека и затем оказаться собственно­стью его барина. Спустя год у Тропининых родился сын Арсений.

Тропинин Равич Константин Георгиевич
Портрет Равича Константина Георгиевича, 1823, ГТГ
Тропинин Портрет Щепкиной
Портрет Щепкиной Е.Д., 1826, Псковский музей-заповедник
Тропинин Золотошвейка
Золотошвейка, 1826,
Третьяковская галерея

Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения. Вызванный в Москву, Тропинин с обозом хозяйского имущества прибыл в древнюю столицу. Жизнь в сгоревшей Москве после изгнания Наполеона постепенно оживала. В 1813 году стали возвращаться с войны ополченцы, в 1814 – русские войска из заграничных походов. Тропинин вновь занялся живописью. В отстроенном после пожара доме графа у него появилась мастерская, где он писал портреты своих хозяев, их близких и знакомых дворян. На большом полотне семейства Морковых изображены отец с сыновьями-воинами и старшими дочерьми-невестами, счастливые встречей после окончания Отечественной войны.

Тропинин Портрет графини Морковой
Портрет графини Морковой Наталии Ираклиевны, 1820-е, Третьяковская галерея, Москва
Тропинин Портрет Анны сестры художника
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника, 1827, Чувашский музей, Чебоксары
Тропинин Портрет Пушкина Александра Сергеевича
Портрет Пушкина Александра Сергеевича, 1827 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя. Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. Поэтому Тропинин писал портреты соседей графа, многочисленных военных, своих близких (сына, сестры Анны), москвичей. В этих произведениях заметно владение всей полнотой живописных приемов, относящихся к портретным задачам. Появились заказы и от представителей купечества.

Тропинин Портрет Барышникова
Портрет Барышникова А.И., 1829, Третьяковская галерея
Тропинин Мальчик с мертвым щегленком
Мальчик с мертвым щегленком, 1829, Музей города Иваново
Тропинин Гитарист
Гитарист, 1832,
Третьяковская галерея

В 1810-1820-е годы, совершенствуя свое мастерство, Тропинин копировал картины старых мастеров из московских частных коллекций. Это помогало овладению профессиональных «секретов»: выразительности контуров, тонкости светотеневых моделировок, колорита. Хотя в Москве не проводились художественные выставки, мастер быстро получил известность как хороший портретист. Интерес любителей изящного к его личности вызвал лестные строки в Отечественных записках: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

Тропинин Портрет Маковской
Портрет Маковской Л.К., 1830-е, Саратовский музей
Тропинин Графиня Зубова Наталья Александровна
Портрет графини Зубовой Натальи Александровны, 1834, ГТГ
Тропинин Брюллов Карл Павлович
Портрет Брюллова К.П., 1836, Третьяковская галерея

Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о том, что живописец Тропинин – крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному. Есть сведения, что однажды в Английском клубе некто Дмитриев, выиграв у графа в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. Но Морков не желал лишаться личного художника: он никуда не отпускал от себя Василия Андреевича и по-своему заботился о нем.

Тропинин Портрет Карзинкиной в русском костюме
Портрет Карзинкиной Е.И. в русском костюме, 1838, Музей Татарстана
Тропинин Портрет Сперанского
Портрет Сперанского М.М., 1839, Самарский музей
Тропинин Портрет графа Зубова
Портрет графа Зубова П.Н., 1839, Музей Тропинина, Москва

И все же граф Морков был вынужден уступить общественному мнению: в мае 1823 года в качестве пасхального подарка он вручил Тропинину вольную грамоту. Теперь тот мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего.