Картины Аполлинария Васнецова
Особый авторитет Васнецов завоевал своими историко-архитектурными картинами («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» и др.), проникновенно воссоздающими облик средневековой Москвы, чаще всего Москвы XVII столетия. Этому столетию мастер придавал особое значение, считая тогдашнюю архитектуру высшим образцом «русского стиля».
Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций. В живописи же и графике своей Аполлинарий Михайлович одушевлял научные данные поэтической фантазией, передающей не просто какие-то пестрые кусочки старинного быта, а его целостную среду. Поэтому его образы (репродукции с которых часто используются в качестве исторических иллюстраций) одновременно и весьма достоверны и полны ретроспективной национальной романтики.
После революции Аполлинарий Михайлович Васнецов продолжал свой цикл исторических пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для музея истории и реконструкции Москвы. Писал также натурные этюды Москвы и Подмосковья. Активно пытался противостоять вздымавшейся волне официального вандализма и сделать все возможное для предотвращения сноса архитектурных памятников. В Москве существует музей-квартира А. М. Васнецова. Художник скончался 23 января 1933 года в Москве.