Принцесса Грёза
Живопись русских художников
Панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза». Размер 750 × 1400 см, холст, пастель, уголь.
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и
сельскохозяйственная выставка с художественным отделом при ней. С. И. Мамонтов
добился, чтобы два больших декоративных панно для художественного павильона были заказаны Врубелю.
Темы выбрал сам художник. По воспоминаниям Н. А. Прахова, он «сказал, что напишет на одной стене
«Принцессу Грезу», как общую всем художникам мечту о прекрасном, а на
противоположной – «Микулу Селяниновича», как выражение силы земли русской».
Панно были громадных размеров. Врубель спешил, опаздывал, не успевал к открытию выставки. Ему помогали доканчивать работу Василий Поленов и Константин Коровин. Когда холсты были водружены, то, как рассказывает Н. А. Прахов, «стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченых рамах произведения других художников». Жюри Академии художеств забраковало эти панно.
Тогда С. И. Мамонтов сделал великолепный жест, характерный для него,– он быстро, еще до открытия выставки, построил на свои средства отдельный большой павильон, на котором висела вызывающая вывеска: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Последние слова, правда, пришлось потом закрасить. Но все равно эффект получился громадный и выставленные в отдельном, специальном помещении произведения Врубеля стали «гвоздем» выставки, скандальной, но сенсацией.
«Принцесса Греза» навеяна одноименной пьесой французского поэта Э. Ростана на сюжет старинной легенды. Трубадур Жоффруа прославлял в песнях прекрасную Мелисанду, никогда не видя ее; только в последние минуты жизни она является ему как сквозь сон, и он, умирая, поет для нее и о ней. Этот момент изображен Врубелем: море, ладья под парусами, гребцы, в ладье умирающий трубадур и над ним склоняется воздушная, призрачная царица его мечты. Композиция заключена в полукруг и очень ритмична.
О ней наилучшее представление дает большой подготовительный картон – он, к сожалению, не сохранился; хорошее его воспроизведение было в № 10 журнала «Мир искусства» за 1903 год. Ритмический лейтмотив дан рисунком набегающей волны на первом плане – ее плавно вздымающейся и ниспадающей линии подчинена композиция, проникнутая удивительной музыкальностью. Корабль качают волны, под мерное колыхание льется последняя песнь певца, и лира в его руках также вторит своими очертаниями волне. Гребцы и кормчий внемлют пению, они тоже во власти грез. Волна нарастает, застывает на высшей точке подъема и плавно рушится вниз, разбиваясь воздушными брызгами; движению легкого обратного отлива ритмически соответствует нежная фигура принцессы Грезы.
«Принцесса Греза», переведенная в керамическую мозаику, поныне увенчивает здание «Метрополя» в Москве, но на такой высоте, что ее нелегко заметить, не только рассмотреть. Судить о панно можно лишь по сохранившимся эскизам, отражающим разные стадии работы художника над композицией.