Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Айвазовский Иван Константинович
Картины и биография

Айвазовский Автопортрет

Айвазовский Иван Константинович (Aivazovsky Ivan Konstantinovich, настоящие армянские имя и фамилия Ованнес Айвазян), знаменитый русский художник-маринист. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 года в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у великолепного мастера пейзажа Максима Никифоровича Воробьева (1833–1839). Работал в Крыму, на Кавказе, в Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать, но с 1845 года работал преимущественно в родном городе.

Айвазовский Бурназян-Саркисова Анна Никитична
Бурназян-Саркисова Анна Никитична, 1894, ФКГ, Крым
Айвазовский Побережье Амальфи
Побережье Амальфи, 1841 год, Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовский Лазоревый грот
Лазоревый грот, 1841, Донецкий художественный музей

Иван Константинович Айвазовский испытал особое влияние французской марины классицизма. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии Максима Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов ("Вид на взморье в окрестностях Петербурга", 1835, Третьяковская галерея).

Konstantin Makovsky

Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Иван Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. В самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881 и др.) Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.

Айвазовский Морской пролив с маяком
Морской пролив с маяком, 1841, Русский музей
Айвазовский Неаполитанский залив и неаполитанцы
Неаполитанцы, 1841, Национальная галерея Финляндии
Айвазовский Неаполитанский залив
Неаполитанский залив, 1841, Музей Дворец «Коттедж», Петергоф
Айвазовский Бой в Хиосском проливе
Бой в Хиосском проливе
24 июня 1770 года, 1848, Феодосийская картинная галерея
Айвазовский Бриг Меркурий после победы
Бриг "Меркурий" после победы
над двумя турецкими судами, 1848, Русский музей
Айвазовский Леандрова башня в Константинополе
Леандрова (Девичья) башня у входа в пролив в Константинополе, 1848 год, Третьяковская галерея

Живописец Главного морского штаба (с 1844 года), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен ("Чесменский бой", 1848, Феодосийская картинная галерея; "Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами", 1848, Русский музей; "Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года", 1848, Феодосийская галерея).

Помимо морских батальных картин, Айвазовский исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды, именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, особенно в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам.

Айвазовский Девятый вал
Девятый вал, 1850, Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовский Башни на скале у Босфора
Башни на скале у Босфора, 1859, Феодосийская картинная галерея
Айвазовский Буря на Ледовитом океане
Буря на Ледовитом океане, 1864, Феодосийская картинная галерея
Айвазовский Всемирный потоп
Всемирный потоп, 1864 год, Русский музей
Айвазовский Дарьяльское ущелье
Дарьяльское ущелье, 1868 год, Национальная галерея Армении
Айвазовский Ночь в Гурзуфе
Ночь в Гурзуфе, 1891, частное собрание

Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории ("Посещение Джорджем Гордоном Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). Академик и почетный член Российской Императорской Академии художеств, а также почетный член Академий художеств Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта, Иван Айвазовский накопил большое состояние и был известен также как щедрый благотворитель.

Айвазовский Ледяные горы
Ледяные горы, 1870, Феодосийская картинная галерея
Айвазовский Радуга
Радуга, 1873, Третьяковская галерея
Айвазовский Утро на море после бури
Утро на море после бури, 1888 год, частная коллекция
Айвазовский Парусник в бурном море при лунном свете
Парусник в бурном море при лунном свете, 1840-е, частная коллекция
Айвазовский Сражение ширванцев с мюридами на Гунибе
Сражение ширванцев с мюридами на Гунибе, 1869, Третьяковская галерея
Айвазовский Лорис-Меликов Михаил Тариелович
Граф Лорис-Меликов Михаил Тариелович, 1888, Государственный Эрмитаж

В Феодосии на средства великого живописца-мариниста были выстроены здания археологического музея, проведены работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский). Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900 года.

Edward Burne-Jones