Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Дега Эдгар
Картины и биография

Дега Портрет

Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834-1917), французский живописец, график и скульптор. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого, с 1853 года учился на юридическом факультете Парижского университета. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в парижскую Школу изящных искусств. В 1854-1859 годах Дега ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения, побывал также в США (1872-1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.

Дега Семья
Семья Беллелли, 1858
Дега Биржа
Хлопковая биржа, 1873
Дега Абсент
Абсент, 1876, Музей д'Орсе, Париж

Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, д'Орсе, Париж), Эдгар Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей д'Орсе).

Mikhail Nesterov

Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.

Дега Репетиция
Репетиция на сцене, 1874
Дега Амбассадор
Кабаре «Амбассадор», 1876
Дега Звезда
Звезда, 1878, Музей д'Орсе, Париж
Дега Ария собаки
Ария собаки, 1877, Собрание Хэймейера, Нью-Йорк
Дега Мисс Лала
Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон
Дега Причесывающаяся женщина
Причесывающаяся женщина, 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей д'Орсе, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк; “Репетиция балета на сцене” 1876-1877, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.

Дега Балерины
Балерины на поклонах, 1885
Дега Рысаки
Рысаки у трибуны, 1869-1872
Дега Изнасилованная
Интерьер (Изнасилованная), 1869
Дега Ожидание
Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882
Дега Танцовщицы
Четыре танцовщицы, 1884, Национальная галерея, Вашингтон
Дега Ванна
Ванна, 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

Эдгар Дега был блестящим рисовальщиком, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Несколько штрихов художнику бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: “Молодой жокей” (1866-1868, рисунок, частная коллекция, Париж); “Мадемуазель Фьокр” (1869, Музей искусств, Бруклин); “Оркестр оперы” (1868-1869, Музей д'Орсе, Париж); “Жокеи перед трибунами”, (около 1869-1872, Музей д'Орсе, Париж); “Скачки в провинции» (около 1870-1872, Музей изящных искусств, Бостон).

Дега Голубые танцовщицы
Голубые танцовщицы, 1897
Дега Средневековье
Сцена из средневековья, 1865
Дега Скачки
Скачки в сельской местности, 1869
Дега Прима
Прима (Розита Маури), 1877
Дега Финал
Финал арабеск, 1877
Дега Женщина
Женщина, моющая спину, 1886

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).

Дега Танцевальный класс
Танцевальный класс, 1872
Дега Арлекин
Арлекин и Коломбина, 1884
Дега Школа
Балетная школа, 1877
Дега Певица с перчаткой
Певица с перчаткой, 1878
Дега Портрет мисс Кэссет
Портрет мисс Кэссет, 1876-1878
Дега Туалет
Туалет, 1885
Franz von Stuck