Дега Эдгар
Картины и биография
Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834-1917), французский живописец, график и скульптор. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого, с 1853 года учился на юридическом факультете Парижского университета. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в парижскую Школу изящных искусств. В 1854-1859 годах Дега ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения, побывал также в США (1872-1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, д'Орсе, Париж), Эдгар Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей д'Орсе).
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.
Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей д'Орсе, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк; “Репетиция балета на сцене” 1876-1877, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.
Эдгар Дега был блестящим рисовальщиком, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Несколько штрихов художнику бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: “Молодой жокей” (1866-1868, рисунок, частная коллекция, Париж); “Мадемуазель Фьокр” (1869, Музей искусств, Бруклин); “Оркестр оперы” (1868-1869, Музей д'Орсе, Париж); “Жокеи перед трибунами”, (около 1869-1872, Музей д'Орсе, Париж); “Скачки в провинции» (около 1870-1872, Музей изящных искусств, Бостон).
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).