ArtLine

Дюрер Альбрехт
Картины и биография

Дюрер Портрет

Дюрер Альбрехт (1471-1528) (Durer Albrecht), великий немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута (1486-1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе Андреа Мантеньи). В эти же годы Альбрехт Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра.

В 1490-1494 годах, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С. Бранта и других работ. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494-1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры.

В конце 1490-х и начале 1500-х годов Дюрер написал ряд работ религиозной тематики: “Бегство Лота с дочерьми из Содома”, 1496, Национальная галерея, Вашингтон; “Семь печалей девы” или “Семь скорбей Марии”, 1494-1497, Картинная галерея, Дрезден; триптих “Алтарь Паумгартнера”, 1500-1504, Старая Пинакотека, Мюнхен.

В изучении натуры внимание художника привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495-1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (Автопортрет в 26 лет, 1498, Музей Прадо, Мадрид).

Чем интересен Автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках?. Руки модели, лежащие на постаменте, – хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, – он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, – особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен.

Второе путешествие в Италию (1505-1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Портрет молодой венецианки”, 1505, Музей истории искусств, Вена; “Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Христос среди книжников”, 1506, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Картины Дюрера Часть 1 ►

Картины Дюрера Часть 2 ►

Гравюры Альбрехта Дюрера ►

Frans Francken