Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гоген Поль
Картины и биография

Гоген Портрет

Гоген Поль (Gauguin Paul) (1848-1903), французский живописец. В юности служил моряком, в 1871-1883 годах – биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами Камиля Писсаро. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело художника к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 году Гоген жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с Винсентом ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 годах – в Ле-Пульдю (Бретань).

Гоген Ревность
А ты ревнуешь? 1892, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Гоген Женщины Таити
Женщины Таити (Что нового?)
1892, Картинная галерея, Дрезден
Гоген Пробуждение духа мертвых
Пробуждение духа мертвых
1892, Галерея Нокс, Буффало
Гоген На побережье
На побережье (Таитянки купаются), 1892, Музей Метрополитен
Гоген Портрет Мадлен Бернар
Портрет Мадлен Бернар, 1888, Музей искусств, Гренобль
Гоген Богиня луны и Дух земли
Богиня луны Хина и Дух земли Те Фату, 1893

Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 году Поль Гоген уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893-1895 годы) возвращения во Францию поселился на островах навсегда (сначала на Таити, с 1901 года – на острове Хива-Оа).

В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, художник Поль Гоген создал поэтический мир гармонии человека и природы ("У моря", 1892, Национальная галерея искусства, Вашингтон; "А, ты ревнуешь?", 1892, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва; "Женщина, держащая плод", 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; "День святых", 1894, Институт искусств, Чикаго).

Гоген Деревья
Большие деревья, 1891, Институт искусств, Чикаго
Гоген О Таити
Больше никогда (О, Таити), 1897, Институт Курто, Лондон
Гоген День
День святых, 1894, Институт искусств, Чикаго
Гоген Одна
Одна (Отахи), 1893, Собрание Сенсер, Париж
Гоген Женщина с плодом
Женщина, держащая плод, 1893, Государственный Эрмитаж
Гоген Жизнь и смерть
Жизнь и смерть, 1889, Музей Мухаммеда Халила, Египет

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (“Видение после проповеди”, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; “Свинопас. Бретань”, 1888, частная коллекция, Нью-Йорк; “Желтый Христос”, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – “синтетизма”.

В этой технике живописи светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (“Кафе в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва). С конца 1880-х годов Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма.

Гоген Сиеста
Сиеста, 1892-1894 годы, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гоген Слова дьявола
Проклятие (Слова дьявола), 1892, Национальная галерея, Вашингтон
Гоген Море
У моря, 1892, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Гоген Вайрумати
Вайрумати, 1891, Музей д'Орсе, Париж
Гоген Когда свадьба
Когда же замуж? 1892 год, Художественный музей, Базель
Гоген Былые времена
Былые времена, 1892, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой (“А, ты ревнуешь?”, 1892; “Жена короля”, 1896; “Сбор плодов”, 1899, – обе картины в ГМИИ, Москва; “Вайрумати", 1891, Музей д'Орсе, Париж; "Аве, Мария", 1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

Гоген Две девушки-таитянки
Две девушки-таитянки, 1899, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гоген Семя Ареои
Семя Ареои, 1892 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Гоген Аве Мария
Аве, Мария, 1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гоген Таитянский пейзаж
Таитянский пейзаж, 1891, Музей д'Орсе, Париж
Гоген Бретонский пейзаж
Бретонский пейзаж, 1894, Музей д'Орсе, Париж
Гоген Бретонская деревня в снегу
Бретонская деревня в снегу, 1888, Художественный музей, Гетеборг

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы “Наби” и других живописцев начала XX века. Французский художник-импрессионист Поль Гоген работал также в области скульптуры и графики.