Гоген Поль
Картины и биография
Гоген Поль (Gauguin Paul) (1848-1903), французский живописец. В юности служил моряком, в 1871-1883 годах – биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами Камиля Писсаро. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело художника к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 году Гоген жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с Винсентом ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 годах – в Ле-Пульдю (Бретань).
Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 году Поль Гоген уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного (1893-1895 годы) возвращения во Францию поселился на островах навсегда (сначала на Таити, с 1901 года – на острове Хива-Оа).
В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, художник Поль Гоген создал поэтический мир гармонии человека и природы ("У моря", 1892, Национальная галерея искусства, Вашингтон; "А, ты ревнуешь?", 1892, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва; "Женщина, держащая плод", 1893, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; "День святых", 1894, Институт искусств, Чикаго).
Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (“Видение после проповеди”, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; “Свинопас. Бретань”, 1888, частная коллекция, Нью-Йорк; “Желтый Христос”, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – “синтетизма”.
В этой технике живописи светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (“Кафе в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва). С конца 1880-х годов Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма.
Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой (“А, ты ревнуешь?”, 1892; “Жена короля”, 1896; “Сбор плодов”, 1899, – обе картины в ГМИИ, Москва; “Вайрумати", 1891, Музей д'Орсе, Париж; "Аве, Мария", 1891, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы “Наби” и других живописцев начала XX века. Французский художник-импрессионист Поль Гоген работал также в области скульптуры и графики.