Апокрифические Евангелия
Исторические сочинения
Евангелие от Петра Евангелие Никодима Евангелие от Фомы Евангелие от Филиппа Евангелие Марии Магдалины |
Апокрифические Евангелия |
Евангелие Иуды перевод с коптского Дмитрия Алексеева | Евангелие Иуды |
Инститорис и Шпренгер | Молот ведьм |
История алхимии | Алхимики и алхимические школы |
История астрологии | История астрологии Люстрио |
История эликсира | Древние рецепты философского камня |
Аристотель Стагирский | Биография Аристотеля |
Клавдий Птолемей | Биография Птолемея |
Джабир ибн Хайян | Биография Гебера |
Мухаммед Ар-Рази | Биография Разеса |
Альберт Великий | Биография Альберта фон Больштедта |
Роджер Бэкон | Биография монаха Роджера Бэкона |
Арнальдо де Вилланова | Биография Арнальдо де Виллановы |
Раймунд Луллий | Биография алхимика Раймунда Луллия |
Парацельс | Биография Теофраста фон Гогенгейма |
Андреас Либавий | Биография Андреаса Либавия |
Яков Брюс | Биография Якова Вилимовича Брюса |
Иоганн Вольфганг Гете | Биография Иоганна Вольфганга Гёте |
Эпос (греч. epos – слово, повествование). Эпос – в обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего мира в формы художественного повествования.
1) Эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины и саги).
Эпопея лежит в основе Илиады, Одиссеи и Махабхараты, французских песен о Роланде, Ожье и Гильоме.
2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях,
предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной
протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина).
До 18 столетия повествовательный эпос был ведущим жанром литературы.
Эпос – эпическая поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образы
идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное
сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 веках
ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из
современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко
дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н.
Толстой, Ф. М. Достоевский). Древние жанры эпоса – повесть, рассказ, новелла.
Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к
объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).
Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, учение), совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение). Миф (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
История (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном).
1) Процесс развития природы и общества.
2) Комплекс общественных наук (или историческая наука), изучающих прошлое
человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события
и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение
и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органические части истории как комплекса наук – специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).
Теософия (от греч. theos – Бог и sophia – мудрость).
1) Мистическое или апокрифическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн.
2) Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей – соединение
мистики буддизма и других восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.
Теология (от греч. theos – Бог и logos – слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.