Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Кандинский Василий Васильевич
Картины и биография

Кандинский Портрет

Кандинский Василий Васильевич (Kandinsky Wassily Wassilyevich), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года в купеческой семье. В детстве много путешествовал с родителями по России и по странам Европы. В 1871 семья обосновалась в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-1885). Еще в гимназические годы он начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 года Василий Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству.

Кандинский Волжская Песнь
Волжская Песнь, 1906, Центр Помпиду, Париж
Кандинский Пара
Пара, едущая верхом на коне, 1906, Ленбаххаус, Мюнхен
Кандинский Пестрая жизнь
Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Выбор Кандинского стать художником определили два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами Клода Моне.

С 1897 года художник жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский проживал в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).

Кандинский Лунная ночь
Лунная ночь, 1907, Третьяковская галерея
Кандинский Осень в Баварии
Осень в Баварии, 1908, Музей современного искусства, Париж
Кандинский Кладбище и дом священника
Кладбище и дом священника в Кохеле 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов художник перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины "Пестрая жизнь", "Дамы в кринолинах" и другие).

Кандинский Моя столовая
Моя столовая, 1909, Ленбаххаус, Мюнхен
Кандинский Импровизация 7
Импровизация 7, 1910, Третьяковская галерея
Кандинский Церковь в Марнау
Церковь в Марнау, 1910, Ленбаххаус, Мюнхен

В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

Кандинский День Всех Святых
День Всех Святых II, 1911, Ленбаххаус, Мюнхен
Кандинский Композиция
Композиция, 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кандинский Москва I
Москва I, 1916, Третьяковская галерея

В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916, Третьяковская галерея; "Смутное", там же; "Сумеречное", Русский музей; "Серый овал", Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917).

Кандинский Казаки
Казаки, 1917, Третьяковская галерея
Кандинский Синий гребень
Синий гребень, 1917, Русский музей, Санкт-Петербург
Кандинский Поперечная линия
Поперечная линия, 1923, Музей земли Северный Рейн-Вестфалия

В 1918 году Кандинский издал автобиографическую книгу "Ступени". Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году.

Кандинский Смутное
Смутное, 1917, Третьяковская галерея
Кандинский Серый овал
Серый овал, 1917, Художественный музей, Екатеринбург
Кандинский В сером
В сером, 1919, Центр Жоржа Помпиду

Уехав из России, Кандинский проживал в основном в Германии. Его космологические фантазии (графическая серия "Малые миры", 1922) обретают в этот период более рационально – геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923; "Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с А. Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году художник переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Кандинский Маленькие Миры
Маленькие Миры, 1922, частная коллекция
Кандинский Точки
Точки, 1920, Художественный музей Охара, Япония
Кандинский Нина
Жена художника Нина Кандинская, 1917, частная коллекция

Испытав значительное воздействие сюрреализма, Кандинский все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая кривая", 1936, "Голубое небо", 1940, Центр Жоржа Помпиду, Париж; "Разнообразные действия", 1941, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) художник намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Giovanni Tiepolo