История астрологии Люстрио
«Пусть же выступят наблюдатели небес, и звездочеты, и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе…»
Книга пророка Исайи, XLVII, 13
Истолкование Люстрио
Начало научному освоению проблем, связанных с историей астрологии, было положено открытием в 1847 году в Азии в Ниневии свода глиняных табличек из дворцовой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 626 годы до нашей эры). Свод содержал собрание предсказаний «Энума Ану Энлиль», получившее свое название по первым словам начальной фразы: «Когда Aнy, Энлиль и Эа, Боги великие, оракулы Земли и Неба устроить решили...» – и представлявшее собой энциклопедию астрологических знаний. Таблички, составившие коллекцию Британского Музея, в 1889 – 1899 годах были описаны Карлом Безольдом, работа которого положила начало научному подходу к изучению астрологии, поскольку астрология (вера во влияние звезд на события, происходящие на Земле) является составной частью истории религии, роль и значение которой для развития культуры трудно переоценить. Недооценка данного мировоззрения препятствует более глубокому постижению культурного наследия Средневековья. За примером обратимся к зданию Отто-Генриха в Гейдельберге, на верхнем зубце фронтона которого над изображением христианских добродетелей расположены фигуры семи планет. «Neque ridere neque flere, – заметил однажды Спиноза, – sed intellegere» (вместо того, чтобы смеяться или плакать над происходящим, надо попытаться понять его). Каковы же причины столь сильного влияния веры в могущество звезд?
Во-первых, вера в то, что звездные боги обладают могуществом, порождалось величием зрелища звездного
неба, отраженного в человеческом сознании. Красота и величие ночного звездного неба
рождала у человека мысли о существовании вечного мирового закона, захватывавшие и
воодушевлявшие наблюдателя, поскольку вера в могущество звезд основывалась не на
чувстве страха, а скорее, на осознании красоты и гармонии мира.
Во-вторых, вера в могущество звезд сочетает в себе черты религии и науки.
Вера в звезды породила попытки научного овладения механикой небесных тел, однако
сила непосредственного воздействия звездного неба на человеческое сознание
настолько велика, что на протяжении многих тысячелетий никакие открытия, касающиеся
действительного порядка вещей, не смогли преодолеть религиозных представлений,
возникающих вследствие созерцания созвездий.
В-третьих, история астрологии представляет собой единое, нерасторжимое
целое, что делает ее достоянием всех религий Средиземноморья и Ближнего Востока.
Пожалуй, не найдется другого такого факта в духовной жизни народов, который служил бы
более неопровержимым доказательством подобной непрерывности, чем история астрологии.
Астрология – это древняя система символов, основанная на интерпретации планетарных и звездных конфигураций. Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. По некоторым данным предполагается, что фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии произошли около сорока тысяч лет назад. И интенсивное собирательство, и охота требовали внимания к пространственно-временным ориентирам, среди которых важнейшую роль играло небо, а на нём – прежде всего звездные рисунки и движение Луны, а также её изменения по фазам. Судя по дошедшим до нас, изученным этнографически и астрономически архаичным календарным системам, самые древние календарные системы сопряжены с движением Луны, а первобытная мифология мира к Луне обращается в целом значительно чаще, чем к Солнцу. Первобытным традициям народов мира известны и округлённый (двадцать восемь дней) лунный месяц, и довольно точные значения синодического и сидерического месяцев.
Древнеегипетская, индусская, греческая, римская и другие мифологии древних цивилизаций донесли до нас хорошо разработанные пласты астрологических представлений. На санскрите астрология называется йотишей (от йотис – свет). В ней видели как фактор небесного влияния на земные события, так и средство познания человека. Она строится на системе планетарных аналогий. Зодиакальный пояс, по которому двигались солнце, луна и другие планеты относительно звезд, был разделен на 12 арок, каждая в 30 градусов, в соответствии с определенным знаком зодиака. Еще в глубокой древности было обнаружено, что люди делятся на 12 категорий, характеры и судьбы которых управляются звездами и созвездиями, влиятельными в период их рождения.
Так возникла идея гороскопов, по которым судьба человека определялась по дню и часу их рождения, а также по другим факторам, и эта фаталистическая идея влиятельна и по сей день. Двенадцать знаков Зодиака разделены на четыре группы, связанные с определенными элементами – огонь, вода, земля, воздух. Таким астрологическим представлениям, например, характерен манускрипт 15 века "Астрологическая анатомия человека" работы братьев Поля, Эрманна и Жеаннекена Лимбургов, хранящийся в Музее Конде, Шантильи.
Знаки огня (Овен, Лев, Стрелец) соответствуют человеку горячему, воспламеняющему все вокруг, управляющему волей других; знаки воды (Рак, Скорпион, Рыбы) соответствуют человеку эмоциональному и интуитивному; знаки воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) характеризуют интеллект и логику; и, наконец, знаки земли (Телец, Дева, Козерог) соответствуют людям осторожным, расчетливым и надежным. Считается также, что знаки огня и воздуха экстравертам, а знаки земли и воды интравертны. Далее, знаки по силе выражения в них их специфического признака делятся на три группы: слабые (Стрелец, Рыбы, Близнецы, Дева), средние (Лев, Скорпион, Водолей, Телец) и сильные (Овен, Рак, Весы, Козерог). Знаки делятся и на шесть пар противоположных или полярных знаков: известны две основные группы знаков Зодиака: северные, или командные знаки и южные, или подчиненные.
Знаки делятся на мужские и женские, на дневные (мужские) и ночные (женские), фиксируют животные качества (Бык, Лев) или несут в себе человеческие характеристики. Козерог, который наделен обликом кентавра обычно имеет человеческую характеристику. Поскольку планеты (а их вместе с Солнцем и Луной насчитывается десять) в своем движении проходят через различные созвездия и при этом они оказывают решающее влияние на судьбы людей, каждая планета ассоциируется с божеством и «управляет» одним или больше созвездиями. Наконец, планеты могут «работать» в союзе друг с другом или в противодействии друг другу.
Согласно Блаватской, астрология – это наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела. Она была составной частью мистерий со сложной системой трансцендентной метафизики. Титул Астронома давали на седьмой ступени прохождения великого астрологического посвящения после получения ступеней: Пастофора (кандидата на посвящение, несущего в процессиях погребальное ложе солнечных богов), Неокора (стража храма), Меланофора, Кистофора, Балахала (ступени Звездной Химии). Человек обучался глубинным смыслам мистических знаков Зодиака, воспроизводя их в танцах в виде хоровода, представляющего путь планет, известной аналогией чему является танец Кришны. После этого он получал крест Тау и становился Астрономом и целителем. С астрологией тесно связана алхимия, магия, физиогномика, хиромантия, и, прежде всего, искусство определения по звездам судьбы человека, которое называется апостелезматикой. Многовековые усилия наук дискредитировать астрологию привели к созданию разных метанаук, рассматривающих звезды и созвездия как коррелятивные энергетические системы, трактующие астрологию как науку о влиянии электромагнитных полей, солнечного и лунного «ветров» и т.п.