Магритт Рене
Творчество и биография
Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 21 ноября 1898 года. С 1916 по 1918 год обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts). По окончании работал оформителем обоев и художником-декоратором по рекламе. Ранние работы художника были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием творчества французского художника-футуриста Фернана Леже. В 1922 году Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. После свадьбы она стала единственной моделью для картин бельгийского живописца.
Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 году бельгийский живописец входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах "Aesophage" и "Marie" вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. В 1925-1926 годах художник написал "Оазис" и "Затерянного жокея" – свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 годах Рене Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с поэтом Полем Элюаром.
Книги и альбомы о творчестве художника Рене Магритта
В Париже система концептуальной живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца жизни художника. В картинах бельгийского живописца постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности ("Компаньоны страха", 1942; "Букет слез", 1948; "Объяснение", 1954). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами ("Империя света", 1954).
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон ("Фальшивое зеркало", 1935; "Ключ к пространству", 1936; "Прекрасный мир", 1962). Увлечение бельгийского художника-сюрреалиста философией и литературой нашло отражение во многих его картинах, например, "Гигантесса" (по Бодлеру, см. на следующей странице), 1929-1930; "Область Арнхейм" (по Эдгару По), 1938.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника “plein-soleil” в 1945-1947 и “epoque vache” в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и он вернулся к своей прежней сюрреалистической манере письма. В 1950-х годах Магритт выполнил два цикла фресок: "Пространство очарования" для казино Knokke-le-Zut (1953) и "Несведущая фея" (1957) для Palais des Beaux-Arts в Шарлеруа. Выдающийся бельгийский живописец Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе от рака в возрасте 69 лет.
Картины бельгийского мастера сюрреализма:
Трудный переход, 1926, частное собрание;
Опасные связи, 1926, частная коллекция;
Лес, 1927, частное собрание;
Фальшивое зеркало, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Открытие, 1928, Королевский музей изящных искусств, Брюссель;
Влюбленные, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Свершение невозможного, 1928, частная коллекция;
Насилие, 1934, Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
Человеческий удел, 1933, Национальная галерея, Вашингтон;
Черная магия, 1934, Королевский музей, Брюссель;
Черная магия, 2 версия, 1934, частное собрание;
Лампа философа, 1936, частное собрание;
Проницательность (Автопортрет), 1936, частное собрание;
Воспроизведение запрещено, 1937, Музей Бойманс ван Бенинген, Роттердам;
Летние демарши, 1939, Коллекция Клода Спаека, Париж;
Ностальгия, 1940, Галерея Исаака Брахо, Брюссель;
Философия будуара, 1948, частная коллекция;
Несведущая фея, 1950, частное собрание, Брюссель;
Песня любви (Чудеса природы), 1953, Музей современного искусства, Чикаго;
Империя света, 1954, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк;
Память о путешествии, 1955, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Стеклянный ключ, 1959, Собрание Мейнил, Хьюстон;
Великая война, 1964, частное собрание;
Сын человеческий, 1964, частная коллекция;
Прекрасный мир, 1962, частное собрание;
Препятствие пустоты, 1965, Национальная галерея, Вашингтон;
Большое семейство, 1963, Музей Альбертина, Вена.