Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес)
Иранский ученый-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes, 865 — 925 годы) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».
В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X — XIII веках.
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», плененной «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх.
В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал
к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази
критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по
Ар-Рази — едина, религий — множество, следовательно, все религии
ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и ученых.
Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки
мусульманских мыслителей X — XI столетий, в частности Фараби.
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее
известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно,
хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских
алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX веков.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является
трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через
операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна
заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла)
драгоценных камней. Основными элементами (принципами), составляющими
металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще
третий принцип — «соль». Это представление о составе металлов
получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные
химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн»
он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества,
2) Познание приборов и 3) Познание операций.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку
классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три
больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3)
животные. Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть
групп: 1) «духи» (спирты, летучие вещества), к этой группе он
относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; 2) «тела»
(то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо,
олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); 3) «камни», всего их
тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей,
ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк,
сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; 4)
купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос
(вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат
железа); 5) «бораки», которых также шесть видов; 6) «соли».
Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том,
что они редко употребляются. Из животных веществ он выделяет 10:
волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях
Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные
блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные
лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники,
шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани,
фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками,
сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в
частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование
(настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию,
амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).
Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави»
(«Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга,
посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на
арабском языке; переведенные на латинский язык, они в течение
столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори»
Ар-Рази дал классическое описание этих болезней, отметив
невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию).
Считают, что Ар-Рази впервые ввел составление истории
болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для
извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять
вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления
по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении
специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о
медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина
для тех, у кого нет врача») и др.
Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию
и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались
западноевропейскими алхимиками.