Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Ренуар Огюст
Картины и биография

Ренуар Огюст Портрет

Ренуар Пьер Oгюст (Renoir Pierre-Auguste) (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм).

Ренуар Актриса Самари
Жанна Самари, 1877, Музей имени А.С. Пушкина
Ренуар Завтрак
Завтрак гребцов, 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон
Ренуар Бал
Бал в Мулен де ла Галетт, 1876, Музей д'Орсе, Париж
Ренуар Зонтики
Зонтики, 1881-1886, Национальная галерея, Лондон
Ренуар Мост искусств
Мост искусств в Париже, 1867, Фонд Симона Нортона
Ренуар Нагая женщина
Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876, ГМИИ, Москва

На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра художника светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).

Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни – балам, танцам, прогулкам, застольям, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей д'Орсе, Париж; “Завтрак гребцов”, 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон).

Ренуар После купания
После купания, 1888
Ренуар Лягушатник
Лягушатник, 1869
Ренуар Диана
Диана с убитой ланью, 1867
Ренуар Мост
Новый мост, 1872
Ренуар Девушка
Обнаженная девушка, 1887
Ренуар Купальщицы
Купальщицы, 1884-1887

Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари в полный рост, 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).

Ренуар Дама с собачкой
Дама с собачкой, 1870
Ренуар Балерина
Балерина, 1874
Ренуар Клементина Стора
Мадам Клементина Стора, 1870
Ренуар Кантри танцы
Кантри танцы, 1883
Ренуар Танцы
Танцы в городе, 1883
Ренуар Танцы в Буживале
Танцы в Буживале, 1883

С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты французского живописца (“Купальщицы”, 1895 и другие).

Ренуар Ложа
Ложа, 1874
Ренуар Сестры
Две сестры (На террасе), 1881
Ренуар Обнаженная
Обнаженная, 1886