Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Рерих Николай Константинович
Картины и биография

Рерих Портрет

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholay Konstantinovich), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

Рерих На зов колоколов
На зов колоколов, 1897, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Заморские гости
Заморские гости, 1901, Третьяковская галерея
Рерих Баян
Баян, 1910, Русский музей

В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков художник написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания).

Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах художника нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).

Рерих Витязь
Витязь, 1910, Русский музей
Рерих Ангел Последний
Ангел Последний, 1912, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Великая жертва
Великая жертва, 1912 год, Эскиз к балету «Весна священная»
Рерих Святой остров
Святой остров, 1917, Государственный Русский музей
Рерих Жемчуг исканий
Жемчуг исканий, 1924, Музей Рериха, Нью-Йорк
Рерих Матерь мира
Матерь мира, 1924, Музей Рериха, Москва

Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).

Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.

Рерих Сергий Строитель
Сергий Строитель, 1924
Рерих Знаки Христа
Знаки Христа, 1924
Рерих Дозор Гималаев
Дозор Гималаев, 1925
Эти три картины находятся в Международном Центре-музее имени Н.К. Рериха в Москве

Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1920 переехав в США, художник основал там вместе с женой Еленой Ивановной Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.