Тулуз-Лотрек Анри
Картины и биография
Анри Раймон Мари де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864-1901), французский живописец и график, потомок древнего аристократического рода, происходящего от владетельных графов Тулузских, родоначальником которого был Балдуин Тулузский, младший сын знаменитого Раймунда V. Представитель древнейшего аристократического рода Тулуз-Лотрек получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку – карлика с короткими ножками, большой головой.
После перелома ног и болезни искусство стало для юноши единственным прибежищем. Тулуз-Лотрек учился у художников академической ориентации Леона Жозефа Флорентина Бонна (1882) и Ф. Кормона (с 1883) и работал в Париже; испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры. Основная тема творчества художника – развлечения и быт парижских богемы и “дна”, которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения.
В картинах Анри де Тулуз-Лотрека довольно часто заметна едкая ирония, в этих работах художник искусно передавал гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов (“Цирк Фернандо. Наездница”, 1888, Институт искусства, Чикаго; “Танец в Мулен Руж”, 1890, частное собрание, Филадельфия; “Певица Ивет Гильбер”, 1894, Музей изобразительных искусств, Москва).
У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю – “Танец в Мулен-Руж” (1890, частная коллекция, Филадельфия); “Ля Гулю, входящая в Мулен-Руж” (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках – “Иветт Гильбер поет английскую песенку” (1894, Музей изобразительных искусств, Москва).
Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, холодная гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами. Великолепное мастерство рисовальщика Тулуз-Лотрека особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком (“Аристид Брюан в своем кабаре”, 1892; “Жанна Авриль”, 1893).