Верещагин Василий Васильевич
Картины и биография
Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily Vasilyevich), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 года в семье помещика. В 1850-1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858-1859 годах на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860-ом Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).
Всю жизнь русский художник Василий Васильевич Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Много путешествовал Верещагин и в частном порядке, в 1884 году художник посетил Сирию и Палестину, в 1888-1902 годах побывал в Соединенных Штатах Америки, в 1901 году совершил поездку на Филиппины, в 1902 посетил Кубу, в 1903 году – Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Василия Васильевича Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870-1871, Государственная Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Другая картина художника «Торжествуют» (1871-1872, Государственная Третьяковская галерея) имеет такое описание автора: «Средняя Азия. Самарканд, площадь Регистан. Торжество победы над врагом. Эмир Бухары и жители города на площади, где водружают шесты с головами убитых русских солдат.»
Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски – пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато-коричневым, воистину «пустынным» колоритом. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».