Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Ларжильер Никола
Картины и биография

Никола де Ларжильер (Nicolas de Largilliere) (1656–1746), известный французский живописец. Родился в начале отктября 1656 года (крещен 10 октября) в Париже. Отец Никола де Ларжильера, торговец, взял трехлетнего сына с собой в Антверпен; с 1668 Никола учился в Антверпене, позднее Никола около двух лет прожил в Лондоне. Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и по возвращении в Антверпен с 1668 года начал учебу в мастерской Антони Губо.

Ларжильер Прелестница из Страстбурга
Прелестница из Страстбурга, 1703
Художественный музей, Страстбург
Ларжильер Наставник и ученик
Наставник и ученик, 1685
Национальная галерея, Вашингтон

В 1672 году Ларжильер был принят в антверпенскую гильдию мастеров искусства святого Луки. В восемнадцатилетнем возрасте Ларжильер вновь отправился в Англию, свёл знакомство с Питером Лели, под руководством которого в 1675–1679 годах производил (вместе с Антонио Веррио) реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания, а также писал натюрморты и портреты; испытал влияние Рубенса и ван Дейка.

Мастерство живописца привлекло внимание короля Карла II, который хотел оставить его у себя на службе; но раскрытие Райхаузского заговора в 1683 году поставило под угрозу безопасность его как католика, и Ларжильер вынужден был покинуть страну.

Ларжильер Элизабет Трокмортон
Элизабет Трокмортон, 1729
Национальная галерея, Вашингтон
Ларжильер Заседание Муниципалитета в парижской ратуше
Заседание Муниципалитета в
парижской ратуше, 1689, Эрмитаж

С 1682 года Ларжильер работал в Париже, где посвятил себя в первую очередь портретной живописи. В Париже его талант высоко оценивали Лебрен и Адам Франц ван дер Мёлен. Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноайе, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьей.

Король Яков II, воцарившийся в Англии в 1685 году, вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, Ларжильер предложения не принял, всё еще находясь под впечателением событий двухлетней давности. За время пребывания в Лондоне художник написал посмертный портрет Карла II. Вернувшись в начале 1686 года в Париж, Ларжильер стал почетным членом Французской академии. В качестве вступительного произведения он представил портрет Лебрена – одну из вершин своего творчества. Портретируемый представлен за работой, в окружении классических бюстов и статуэток. В 1690 году Ларжильер внесен в списки членов Академии как исторический живописец. Высшим достижением художника в этой области являются многофигурные композиции, созданные для парижской церкви Сен Этьен дю Мон в 1694 году. Ещё одно историко-библейское полотно, появившееся позже, в 1720 году («Въезд Христа в Иерусалим»), свидетельствует, помимо всего прочего, о незаурядном даровании пейзажиста. В портретных произведениях Ларжильера, как и у других его коллег того времени, пейзаж также играл важную роль и использовался как задний план для фигур. Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит у Ларжильера предвосхищают искусство рококо.

Портреты – лучшая часть наследия художника. В них Ларжильер с течением времени добивался все большей свободы и естественности в живописи, в изображении поз, нарядов. От фламандской школы в искусстве Ларжильера присутствуют такие черты, как теплые тона, широкие густые мазки, волнистые линии, придающие картинам динамизм. Одним из самых реалистичных полотен художника и одним из шедевров французской портретной живописи является «Мужчина в лиловом одеянии» (1700). Стилистически эта работа близка появившемуся через два года портрету скульптора Шарля Буше. Некоторые черты техники масляной живописи роднят эти произведения с творчеством Веласкеса.

Три разных жанра, в которых преуспел художник, воплотились в 1709 году в картине «Людовик XIV с семьей», персонажами которой стали сам Людовик, вдова его брата, Елизавета-Шарлотта, малолетний принц (будущий Людовик XV) и герцог Орлеанский. Помимо основного, портретного жанра произведения, на полотне позади принца присутствует пейзаж, а рядом с невесткой короля – натюрморт. Годом позже создан автопортрет мастера – единственный, где Ларжильер изображает себя на открытом воздухе, в обществе жены и дочери, а не за работой у мольберта в полумраке студии, как в других случаях (в том числе в последнем, созданном в 1725 году автопортрете; в нем противопоставление света и темноты напоминает о караваджевском «кьяроскуро»).

В 1714 году появилась одна из самых необычных работ художника – «Этюд различных типов кистей рук», из которого видно, насколько широко автор владел приёмами живописи маслом: густыми слоями он пишет сами руки, тонкими изображает ткань (Ларжильер славился мастерством в передаче текстуры). 1718 год – год создания знаменитого портрета Вольтера. Ближе к концу жизни Ларжильер всё больше пишет мужские портреты лиц, принадлежащих к парижской буржуазии, чьи имена, как правило, не установлены (в этой сфере его основным соперником был Иасент Риго, который, однако, предпочитал писать аристократов). Интимные портреты кисти Ларжильера отмечены топкостью индивидуальных характеристик. Он вообще предпочитал частные заказы официальным: это было связано с меньшей ответственностью и более быстрой оплатой.

Художник также создавал групповые портреты, призванные увековечить какое-либо торжественное событие («Заседание парижской ратуши в 1687 году», эскиз к утраченной картине). Успех сопутствовал и карьерному росту. В 1722 году художник стал директором, а в 1743 году, за три года до смерти, – канцлером Академии. После смерти Ларжильера стали известны широкой публике некоторые его пейзажи и натюрморты; лучшая из этих работ – «Лесной пейзаж». Самым выдающимся учеником мастера был Жан Батист Удри. Другие ученики Ларжильера – Жак Франсуа Дельен и шведский живописец Густав Лундберг. Скончался Никола де Ларжильер 20 марта 1746 года в Париже.