Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

А Словарь

Живописцы, ваятели, зодчие, актёры
Аахен Ханс Aachen Hans
Аверкамп Хендрик Avercamp Hendrick
Аврорин Василий Avrorin Vasily
Айвазовский Иван Aivazovsky Ivan
Акимов Иван Akimov Ivan
Алексеев Николай Alekseev Nikolay
Алексеев Федор Alekseev Fedor
Алесси Галеаццо Alessi Galiazzo
Аллори Алессандро Allori Alessandro
Аллори Кристофано Allori Cristofano
Альбани Франческо Albani Francesco
Альберти Леон Баттиста Alberti Leon Battista
Альбертинелли Мариотто Albertinelli Mariotto
Альботто Франческо Albotto Francesco
Альма-Тадема Лоуренс Alma-Tadema Lawrence
Альтдорфер Альбрехт Altdorfer Albrecht
Альтикьеро да Дзевио Altichiero da Zevio
Амигони Якопо Amigoni Jacopo
Аммосов Сергей Ammosov Sergey
Ангишола Софонисба Anguissola Sofonisba
Анджелико Беато Angelico Beato
Андреа дель Кастаньо Andrea del Castagno
Андреа дель Сарто Andrea del Sarto
Андреа ди Бартоло Andrea di Bartolo
Анненков Юрий Annenkov Yuriy
Антонелли Дмитрий Antonelli Dmitriy
Антонов Михаил Antonov Mikhail
Антропов Алексей Antropov Aleksey
Антонелло да Мессина Antonello da Messina
Антониаццо Романо Antoniazzo Romano
Аппиани Андреа Appiani Andrea
Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai
Аргунов Иван Argunov Ivan
Аргунов Николай Argunov Nikolay
Ардуэн-Мансар Жюль Hardouin-Mansart Jules
Аретино Спинелло Aretino Spinello
Арнольфо ди Камбио Arnolfo di Cambio
Арп Жан Arp Jean
Артсен Питер Aertsen Pieter
Архипов Абрам Arhipov Abram
Арчимбольдо Джузеппе Arcimboldo Giuseppe
Аспертини Амико Aspertini Amico
Ачиллеос Крис Achilleos Chris

А Краткий словарь художественных терминов

Академизм (франц. academisme), в широком смысле – оторванность от практики, от жизненных реалий; в изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 веков и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Способствуя систематизации и унификации художественного образования, сохранению классических традиций искусства, академизм одновременно насаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Акварель (франц. aquarelle, итал. acquerello, от лат. aqua – вода), краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Ее основные качества – прозрачность красок, чистота цвета; размывы и затёки создают эффект подвижности и трепетности изображения, мягкости тональных и цветовых переходов. Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил (см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековых Европе и Азии. Чистая акварель в 15–17 веках служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, географических карт, эскизов картин и фресок, а со 2-й половины 18 века стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, поскольку быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Живопись акварелью занимает значительное место в творчестве Ж.О. Фрагонара, Ю. Робера, Э. Делакруа, О. Домье, П. Синьяка во Франции, А. Менцеля в Германии, Р. Бонингтона, У. Тёрнера в Великобритании и др.

Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte -офорт и tinto – окрашенный, тонированный), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой металлической пластины сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к рисунку мягким карандашом; в сочетании с офортом обогащает его игрой тональных и фактурных оттенков.

Акрополь (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен Акрополь в Афинах на возвышающейся над городом скале – гармоничный по масштабам построек, гибкий по пространственной организации, органически связанный с естественным окружением ансамбль, созданный под общим руководством Фидия: парадный вход Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храм Нике Аптерос (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главный храм Акрополя и Афин Парфенон (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.).

Алтарь (лат. altaria, от altus – высокий), жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений богам на открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме представляли собой отдельные сооружения, часто украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарём называется стол (престол), расположенный в восточной части церкви, на котором совершается во время литургии таинство Евхаристии; в католическом обиходе – также декоративные, в том числе многостворчатые стенки, украшенные скульптурой (см. также Ретабло) и живописью, алтарными картинами. Обычно алтарём называют также всю восточную часть храма, отделенную от молящихся алтарной преградой.

Ампир (франц. empire – империя, собственно – стиль империи), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети 19 столетия, завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в период империи Наполеона I: массивные, подчеркнуто монументальные формы архитектуры, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.), обращение к наследию архаической Греции, императорского Рима, Древнего Египта служили для воплощения идей государственного величия и воинской мощи (работы архитекторов Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтена; мебель Ф.О. Жакоба). В ряде стран Европы ампир стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах (творчество Ф. Шинкеля в Германии и др.).

Архитектоника (от греч. architektonike – строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства. архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.