С Словарь
Живописцы, граверы, зодчие, мастера иконописи |
Саверей Рулант Savery Roelandt |
Савицкий Константин Savizkiy Konstantin |
Савольдо Джованни Savoldo Giovanni |
Сальвиати Франческо Salviati Francesco Cecchino |
Сангалло Джулиано Sangallo Giuliano |
Санмикели Микеле Sanmicheli Michele |
Сано ди Пьетро Sano di Pietro |
Сансовинo Андреа Контуччи Sansovino Contucci |
Сансовинo Якопо Татти Sansovino Tatti |
Сассетта Стефано Sassetta |
Себастьяно дель Пьомбо Sebastiano del Piombo |
Сегантини Джованни Segantini Giovanni |
Сегерс Херкюлес Seghers Hercules |
Сезанн Поль Сezanne Paul |
Сент-Обен Габриель Saint-Aubin Gabriel |
Сера Жорж Seurat Georges |
Серов Валентин Serov Valentin |
Сиберехтс Ян Siberechts Jan |
Синьорелли Лука Signorelli Luca |
Синьяк Поль Signac Paul |
Сислей Альфред Sisley Alfred |
Скорел Ян Scorel Jan |
Скотти Михаил Skotti Mikhail |
Слютер Клаус Sluter Claus |
Снейдерс Франс Snyders Frans |
Содома Sodoma Giovanni Antonio |
Солимена Франческо Solimena Francesco |
Сорокин Евграф Sorokin Evgraf |
Спенс Рафаэлла Spence Raphaella |
Сталь Никола Stael Nicolas |
Стейнлен Теофиль-Александр Steinlen Theophile |
Стен Ян Steen Jan |
Строцци Бернардо Strozzi Bernardo |
Сурбаран Франсиско Zurbaran Francisco |
Суриков Василий Surikov Vasily |
Сулаж Пьер Soulages Pierre |
Суфло Жак Жермен Soufflot Jacques Germain |
С Краткий словарь художественных терминов
Салонное искусство (от "салонов" – официальных художественных выставок во Франции, в 1737–1848 проводившихся в "Квадратном салоне" Лувра), нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Первоначально относившийся к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, со временем термин "Салонное искусство" стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, ее зависимость от модных поветрий.
Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguines– кроваво-красный), карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов из каолина и окислов железа. Рисунки Сангиной очень живописны; во время работы ее можно смачивать, что позволяет разнообразить толщину и плотность штриха, удалять неудачные линии. Известная с эпохи Возрождения (рисунки Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.), техника сангины получила большое распространение в 17–18 веках (рисунки с натуры П.П. Рубенса, А. Ватто ,Ж.О. Фрагонара, Ж.Б.С. Шардена).
Светотень, градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Теория светотени, к возможностям которой прибегали уже античные живописцы, разрабатывалась мастерами итальянского Возрождения, в том числе Леонардо да Винчи.
Севильская школа, одна из основных художественных школ Испании с центром в городе Севилья. Стремление к чувственно-достоверной передаче действительности, сказавшееся уже в севильской живописи 15 – начала 16 веков, ярко проявилось в конце 16 – 1-й половины 17 столетий (произведения Ф. де Эрреры Старшего, Ф. Пачеко и др.). Для Севильской школы эпохи расцвета (творчество Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, Б.Э. Мурильо) характерны глубокий демократизм образов, конкретность художественного языка, внимание к проблемам колорита и светотени.
Сепия (лат. sepia, от греч. sepia – каракатица), светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из чернильного мешка морского моллюска – сепии. сепией именуется также распространенный с середины 18 века вид графической техники, рисование пером или кистью с использованием этой краски (произведения Ж.О. Фрагонара и др.).
Сиенская школа, одна из художественных школ Италии с центром в городе Сиена. Сложившаяся в 13 веке, Сиенская школа исходила из традиций итало-византийской и готической живописи. В период расцвета школы в 13 – первой половине 14 столетий ее мастера (Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини и др.) создавали произведения, отмеченные одухотворенным лиризмом, эмоциональной насыщенностью мягкого колорита, утонченностью линейного ритма; тесно связана с исканиями Джотто и творчеством флорентийских мастеров Проторенессанса живопись братьев Лоренцетти. В 15 веке важнейшими чертами Сиенской школы оставались утонченный декоративизм, лирическая созерцательность образного строя, атмосфера сказочности. В 16 столетии Сиенская школа постепенно утратила свое ведущее значение.
Стаффаж (нем. Staffage, от staffieren – украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в пейзаже для "оживления" ландшафтного вида и имеющие в сравнении с основным мотивом второстепенное значение. стаффаж получил распространение главным образом в живописи 17 века; иногда стаффажные фигуры выполнялись не автором пейзажа, а другими живописцами.
Стилизация, намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т.п. "Ретроспективистская" стилизация искусства 15 века в творчестве назарейцев в Германии, стилизация классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т.д. В другом смысле стилизация – декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный способ ритмической организации целого, в изобразительное искусство она вносит черты повышенного декоративизма.
Стиль (лат. stilus, stylus от греч. stylos – остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. В искусствознании особо выделяются исторические стили – этапы развития искусства, когда вырабатывалась цельная система, охватывающая различные виды художественной культуры, обладающая формальным и содержательным единством, создающая единый образно-пластический строй в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства (романский стиль, готика, Возрождение, барокко, классицизм и др.).
Сфумато (итал. sfumato – затушеванный, буквально – исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов и фигур, светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был впервые теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.