М Словарь
Художники, скульпторы, зодчие, мастера иконописи |
Магритт Рене Magritte Rene |
Мадерна Карло Maderna Carlo |
Мазаччо Гвиди Masaccio Guidi |
Мазерель Франс Masereel Frans |
Мазолино да Паникале Masolino da Panicale |
Мазуровский Виктор Mazurovskiy Victor |
Майано Джулиано Maiano Giuliano |
Майоль Аристид Maillol Aristide |
Маковский Владимир Makovsky Vladimir |
Маковский Константин Makovsky Konstantin |
Мандер Карел Mander Carel |
Мане Эдуард Manet Eduar |
Мансар Франсуа Mansart Fransois |
Мантенья Андреа Mantegna Andrea |
Манцу Джакомо Manzu Giacomo |
Маньяско Алессандро Magnasco Alessandro |
Мариески Микеле Marieschi Michele |
Марк Франц Marc Franz |
Марке Альбер Markout Albert |
Мартини Симоне Martini Simone |
Массейс Квинтен Massys Quentin |
Матвеев Андрей Matveev Andrey |
Матисс Анри Matisse Henri |
Мелдолла Андреа Meldolla Andrea |
Мельци Франческо Melzi Francesco |
Мемлинг Ханс Memling Hans |
Мендес Леопольдо Mendez Leopoldo |
Менцель Адольф Menzel Adolph |
Менье Константен Meunier Constantin |
Месонье Эрнест Meissonier Ernest |
Метсю Габриель Metsu Gabriel |
Микеланджело Буонарроти Michelangelo Buonarroti |
Милле Жан Франсуа Millet Jean-Francois |
Михайлов Григорий Mihailov Grigory |
Мишалон Ашил Этна Michallon Achille-Etna |
Модильяни Амедео Modigliani Amedeo |
Моне Клод Monet Claude |
Монье Жан-Лоран Mosnier Jean-Laurent |
Мор ван Дасхорст Антонис Mor van Dashorst Antonis |
Моретто да Брешиа Moretto da Brescia |
Моррилл Ровена Morrill Rowena |
Морони Джованни Батиста Moroni Giovanni Battista |
Моро Гюстав Moreau Gustave |
Муленский Мастер Maitre de Moulins |
Мунк Эдвард Munch Edvard |
Муха Альфонс Mucha Alphonse |
Мэттьюз Родни Matthews Rodney |
М Краткий словарь художественных терминов
Майолика (итал. maiolica, от Majolica – старого названия острова Мальорка, через который в Италию ввозились изделия испано-мавританской керамики), итальянские керамические изделия 15–17 веков с цветным пористым черепком и сюжетными росписями по сырой непрозрачной свинцовой глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Сиены, Урбино и др.), а иногда и с нанесенным сверху люстром (Дерута, Губбио). Пионерами в применении Майолики для изготовления рельефов и круглой скульптуры были работавшие во Флоренции мастера семьи делла Роббиа (15 – начало 16 века). В широком смысле Майолика – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью.
Маккьяйоли (итал. macchiaioli, от macchia – пятно), группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции к 1860 и получившая свое название за склонность к широкой манере письма, свободному сочетанию сочных световых и цветовых пятен. Для произведений Маккьяйоли (Т. Синьорини , Дж. Фаттори, С. Лега и др.) характерны также обращение к демократическим жанрам (эпизоды войны за независимость Италии, жанрово-бытовые сцены, сельские и городские пейзажи), жизненная конкретность мотивов, лаконизм и естественность композиционных решений, четкий рисунок. В 1880-е годы группа распалась, ряд ее членов обратился к импрессионизму.
Марина (франц. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской), картина с изображением морских видов и кораблей. Как самостоятельный вид пейзажа марина обособилась в европейском искусстве 17 столетия и пережила свой первый расцвет в творчестве голландских живописцев Я. Порселлиса, Х. Сегерса, В. ван де Велде и др. Среди крупнейших художников 18–19 веков, обращавшихся к жанру марины – К.Ж. Верне во Франции, У. Тёрнер в Великобритании, Кацусика Хокусай в Японии. Художники, работающие в жанре марины, называются маринистами.
Масляная живопись, вид живописи масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном (иногда с добавлением орехового и подсолнечного) масле. Масляными красками пишут преимущественно на холсте, а также на дереве, металле, картоне, покрытых специальными грунтами (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Масляную живопись отличают выразительность и динамика письма; в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, она позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объема и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона. До начала 19 века масляная живопись была построена на многократном нанесении красочных (с примесью лаков) слоев и на последующей лакировке поверхности картин. С начала 19 столетия для масляной живописи более характерна манера "алла прима", когда картина или ее фрагмент быстрыми, смелыми мазками выполняется за один сеанс, до полного высыхания красок. Отдельные сведения о масляной живописи встречаются в античных и средневековых источниках. Широкое распространение масляная получила после усовершенствования ее Яном ван Эйком в первой половине 15 века.
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura,
от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные
книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими
размерами и особой тонкостью художественных приемов. Первоначально миниатюрами
назывались сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью,
акварелью, клеевыми и др. красками в рукописных книгах, а также инициалы,
заставки рукописей и т.п. Искусство книжной миниатюры, известное уже в Древнем
Египте, достигло высокого совершенства в средневековой европейской культуре, в
Византии, Грузии, Армении (произведения Тороса Рослина и др. мастеров
киликийской школы), в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Индии (творчество
миниатюристов гератской школы, тебризской школы, исфаханской школы, могольской
школы и др. школ). К шедеврам европейской миниатюры, относятся миниатюры,
созданные в 15 веке братьями Лимбург и Ж. Фуке. Распространение в Европе
книгопечатания способствовало вытеснению миниатюры книжной иллюстрацией.
Название "миниатюра" было перенесено и на портретную живопись малого формата,
выполняемую на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т.п. В искусстве
портретной миниатюры, зародившемся в итальянской живописи 16 века, выделяются
произведения Х. Хольбейна Младшего, выполненные им в Германии и Англии, работы
английских миниатюристов Н. Хиллиарда и С. Купера, французских мастеров Ж. Фуке
в 16 столетии и Ж.О. Фрагонара в 18 веке. Портретная миниатюра практически исчезла с
середины 19 столетия в связи с распространением фотографии.
Могольская школа миниатюры, одна из основных школ средневековой индийской живописи, развивавшаяся при дворе правящей династии Великих Моголов. Стиль Могольской школы сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также при некотором воздействии европейской живописи и графики. Для раннего этапа развития школы (2-я половина 16 – начало 17 века), связанного с творчеством приглашенных в Индию Мир Сеида Али из Тебриза и Абдас-Самада из Шираза, характерны насыщенные действием многофигурные композиции, развернутые на фоне условно и декоративно трактованного пейзажа. В 17 столетии основными жанрами Могольской школы становятся портрет и изображение цветов, зверей, птиц.
Моделировка (от франц. modeler – лепить), передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых предметов и фигур посредством светотени (в живописи, графике) или с помощью соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре).
Монохромия (от греч. monos – один и chroma – цвет; буквально – одноцветность), способ колористического решения произведения искусства, основанный на употреблении одного тона какого-либо цвета или его тональных градаций.
Мягкий стиль, течение в западноевропейском (преимущественно немецком и чешском) искусстве поздней готики (1380–1430-е годы). Для живописных (работы так называемого Мастера Тршебоньского алтаря, Конрада из Зёста и др.) и скульптурных ("прекрасные Мадонны") произведений "Мягкого стиля" характерны лиризм и эмоциональная насыщенность образов.