Н Словарь
Художники, зодчие, мастера иконописи и гравюры |
Натуар Шарль-Жозеф Natoire Charles-Joseph |
Натье Жан-Марк Nattier Jean-Marc |
Неер Арт ван дер Neer Aert van der |
Невзоров Петр Nevzorov Petr |
Нероччо де Ланди Neroccio de Landi |
Нестеров Михаил Nesterov Mikhail |
Нефф Тимофей Neff Timofey |
Нечер Каспар Netscher Caspar |
Никколо дель Аббате Niccolo del Abbate |
Никколо ди Сер Соццо Niccolo di Ser Sozzo |
Ниттис Джузеппе Nittis Giuseppe |
Новоскольцев Александр Novoskolzev Aleksandr |
Норблин Жан Пьер Norblin Jean-Pierre |
Н Краткий словарь художественных терминов
Наби, "Набиды" (франц. Nabis – пророки, от древнееврейского наби – пророк), группа художников (живописцы М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр и др., график Ф. Валлоттон, скульптор А. Майоль), работавших в Париже в конце 1880-х – начале 1900-х годов и создавших под влиянием П. Гогена своеобразный, близкий к символизму вариант стиля модерн, для которого характерны декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность композиции, главенство цветового начала.
Натурализм (франц. naturalisme, от лат.
naturalis – природный, естественный), направление в литературе и искусстве,
сложившееся в Европе и США в последней трети 19 века и стремившееся к
объективно-точному и беспристрастному воспроизведению реальности.
Сформировавшийся под воздействием позитивистской философии, натурализм уподоблял
художественное познание научному, не доверяя любым формам идеологии. Творчество
писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г.
Гауптмана), оказало непосредственное влияние на Э. Мане, Э. Дега, А. де
Тулуз-Лотрека во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана в Германии и многих
других художников.
В ином, часто употребляемом смысле, натурализм – внешне жизнеподобное
воспроизведение реальности, поверхностное изобразительство, пристрастие к
достоверно-фактографическому воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura
morta, буквально – мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным
образом станковой живописи и графики), посвященный изображению вещей, окружающих
человека, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно
организованных в единую группу. Объектом изображения в натюрморте могут быть
также цветы, овощи, фрукты, "дары моря" и т.п.; как дополнение к основному
мотиву в композицию натюрморта иногда включаются люди, животные, птицы,
насекомые. Воссоздание предметного мира в натюрморте имеет, как правило,
самоценное художественное значение, хотя за изображением вещей часто скрывается
сложное символическое или аллегорическое содержание, стремление к созданию цепи
ассоциаций, так или иначе характеризующих стоящего за набором предметов человека.
Тенденции к возникновению жанра натюрморт возникли в искусстве итальянского и
нидерландского Возрождения, в котором культивировалось внимание к
конкретно-чувственному воссозданию предметного мира (первый точно передающий
облик предметов "Натюрморт" выполнен в 1504 итальянским живописцем Якопо де
Барбари; в середине 16 столетия монументальные по композиции натюрморты писал
нидерландец П. Артсен). В 17 веке, в эпоху расцвета натюрморта, выделяются своей
возвышенной строгостью и внутренней значительностью композиции испанских
художников (Ф. Сурбаран и др.), вниманием к передаче фактуры предметов и
материалов, тонкостью тональных отношений и цветового строя – "завтраки",
"десерты", "битые птицы", аллегорические композиции "суета сует" голлландских
мастеров (В. Хеда, П. Клас, А. ван Бейерен. М. де Хондекутер и др.).
декоративным размахом, радостным жизнелюбием – "лавки", "рынки", "цветы и
фрукты" фламандских живописцев (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). Во французском натюрморте
18 столетия, имевшем, как правило, чисто декоративное назначение ("охотничьи"
натюрморты Ж.Б. Удри), особое место занимают произведения Ж.Б.С Шардена,
отмеченные демократизмом и подлинной человечностью. свободой композиции,
тонкостью цветового решения. В 19 веке судьбы натюрморта определяли ведущие
мастера живописи, вовлекавшие жанр в борьбу эстетических взглядов и
художественных идей (Ф. Гойя, Э. Делакруа, Г. Кубре, Э. Мане и многие др.). К
концу 19 столетия новый подъем натюрморта был определен выступлением мастеров
постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из ведущих тем
творчества (П. Сезанн, В. ван Гог).
Неоготика, псевдоготика, направление в архитектуре Европы и Сша второй половины 18–19 веков, использовавшее архитектурные формы, декор, а в ряде случаев и конструктивные решения готики. Зарождение неоготики (в зодчестве и парковом искусстве Великобритании) было связано с предромантическими веяниями, тягой к естественной живописности, поэтизацией средневековья; к ранним постройкам неоготики относятся искусственные руины, часовни, беседки в английских садах и парках 18 века. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования и точные архитектурные обмеры памятников средневекового зодчества способствовали превращению неоготики в одно из основных течений архитектуры 19 столетия (творчество О. Пьюджина, Дж. Г. Скотта и др. в Великобритании, Э.Э. Виоле-ле-Дюка во Франции, К.Ф. Шинкеля в Германии); неоготическое движение стимулировало во второй половине деятельность У. Морриса и прерафаэлитов.
Неоидеализм, направление в немецком искусстве, объединявшее в 1860–1880-е годах, живописца Х. фон Маре, скульптора А. фон Хильдебранда и философа К. Фидлера; к ним примыкали также некоторые другие немецкие художники, в частности А. Фейербах. Полемизируя с академическим эклектизмом, натурализмом, программным реализмом 19 века, неоидеалисты стремились следовать вечным законам красоты, возродить монументальность и пластическую ясность классического искусства. В духе эстетических концепций романтизма они рассматривали искусство как средство преодоления хаоса и "неоформленности" действительности. В то же время основные теоретические положения и художественная практика неоидеализма тесно смыкаются с принципами неоклассицизма.
Неоклассицизм, неоклассика, общее наименование художественных течений 2-й половины 19–20 веков, основывавшихся на следовании традициям искусства античности, Возрождения, классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить вечные эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности, создавать идеально-величавые формы и образы как антитезу стилистическому произволу и декоративной избыточности искусства 19 столетия. В изобразительном искусстве некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов в Великобритании, но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике мастеров немецкого неоидеализма. Для неоклассицизма конца 19 века характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам греческой архаики, искусства Раннего Возрождения, классицизма, а также тесное соприкосновение со стилистикой символизма и модерна (творчество П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии и др.). Архитектурный неоклассицизм – одно из влиятельных и многообразных явлений художественной культуры 20 столетия. Термин неоклассицизм употребляется также (преимущественно в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма второй половины 18–19 веков.
Ню (франц. nu – нагой, раздетый), жанр изобразительного искусства, посвященный изображению нагого, преимущественно женского тела. В классических произведениях искусства ню служат для раскрытия идеальных представлений о женской красоте, овеяны философско-поэтическими ассоциациями (Джорджоне, Тициан, Корреджо, Д. Веласкес), воплощают ценность земного, чувственного бытия (П.П. Рубенс) или интимно-бытовых пластов жизни (Рембрандт); утонченно-грациозные, проникнутые откровенной чувственностью ню характерны для живописи французского рококо (Ф. Буше). В искусстве 19 века трактовка обнаженного женского тела как классического канона красоты присуща произведениям Ж.О.Д. Энгра, полемически заостренная "демифологизация" ню, перемещение модели в современную среду и обстановку – картинам Э. Мане и О. Ренуара.
Нюанс (франц. nuance), оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве – едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи) или одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для более тонкой моделировки изображения.