Ю Словарь
Мастера живописи, скульптуры и ювелирного искусства |
Ювара Филиппо Juvara Filippo |
Юнге Екатерина Yunge Ekaterina |
Юон Константин Yuon Konstantin |
Юшанов Алексей Yushanov Aleksey |
Юшков Федор Yushkov Fedor |
Ю Краткий словарь художественных терминов
Ювелирное искусство (от
нем. Juwel или голл. juweel – драгоценный камень), изготовление художественных
изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения) преимущественно
из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных
металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и
поделочными камнями, а также перламутром и др. Ювелирное искусство
подчеркивает красоту исходного материала и изысканность его обработки.
В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка, литье,
художественная чеканка и канфаренье (придание металлической поверхности
зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки),
тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг
рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть),
инкрустация, травление, полировка, а также механические приемы обработки – штамповка, вальцовка.
Ювелирное искусство – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Поскольку оно всегда было тесно связано с меняющимися условиями быта (например, со стилями одежды), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (уже в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние). В ходе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства постепенно начинает преобладать над религиозно-мистической функцией. В древности в ювелирном искусстве на широком пространстве обитаемых земель доминировал звериный стиль, причем наиболее распространены были изображения скачущих, борющихся животных и птиц, фантастических существ. Стиль этот существовал на протяжении нескольких тысячелетий. В России наиболее известны образцы этого стиля из сокровищ древних скифов.
В Древнем Египте первые образцы звериного стиля относят к 3 тысячелетию до н. э.
Древнеегипетское ювелирное искусство находилось на высокой ступени развития. Оно
отличалось любовью к ярким полихромным эффектам. В качестве материалов главным
образом использовались золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и
изумруды. Применялась чеканка, гравировка, а также холодная эмаль (включение
кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).
Пристрастие к яркой полихромии, широкое использование лазурита и техники
холодной эмали особо характерно для ювелирных изделий Месопотамии (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер).
Ювелирное искусство эгейской культуры, о чем свидетельствуют изделия со сканью и
зернью, золотые сосуды с изображением животных, найденные в Микенах и Трое,
отличалось сдержанностью цветовых решений, так же можно охарактеризовать и
искусство этрусков. На раннем этапе развития древнегреческая культура находилась
под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в
частности, представлены в коллекции сокровищ из Трои в Малой Азии, открытых Г.
Шлиманом и находящихся ныне в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
В коллекции имеются золотые украшения, церемониальное оружие, украшенные
лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллами.
Если для классического древнегреческого ювелирного искусства (5-4 века до нашей эры)
важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в
эллинистическом и древнеримском искусстве возобновился интерес к звучной
полихромии. Особо славятся эллинистические изделия из серебра. Ювелирное
искусство сасанидского Ирана (3-7 века) характеризуется широким распространением
сосудов из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.
Раннемусульманская культура сначала отличалась сдержанным отношением к предметам
роскоши, что сдерживало широкое распространение ювелирных изделий. Но
постепенно, впитав в себя традиции древнеиранского и византийского искусства,
оно достигло высокого расцвета. Средневековый опыт обработки драгоценных
металлов и камней, техника филиграни, инкрустации, черни нашли свое продолжение
в народном творчестве Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Любимый
камень мусульманского Востока, о котором сложено немало легенд, – бирюза.
Ювелирные украшения средневековой Индии отличает мастерство в огранке алмазов.
Индия была основным источников поступления драгоценных камней на рынки
большинства стран. Главным центром торговли драгоценностями была Голконда. В
Европу алмазы поступали до 16 века через Венецию, позднее через Амстердам,
который и доныне сохранил первенствующее положение на рынке ювелирных алмазов.
Для мастеров средневекового Китая характерна более сдержанная обработка
материалов. Они, кроме драгоценных металлов, использовали кораллы, нефрит,
янтарь и др. Китайские ювелиры стремились подчеркнуть в них не столько игру
света, сколько окраску и природную фактуру, свойственную тому или иному камню.
Большое количество первоклассных образцов ювелирного искусства – литых и
чеканных золотых украшений с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и
других камней – было найдено при археологическом изучении культур древней
Америки. Кроме золота, древними индейцами использовались серебро и платина.
Наиболее богатой в этом отношении была Колумбия, где были открыты крупнейшие
месторождения изумрудов. Очень высоко ценилась яшма.
Типичными чертами раннесредневекового европейского ювелирного искусства являлось
применение техники холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неограненных
драгоценных камней), которые контрастно соединялись с золотом; а также
преобладание в орнаменте мотивов звериного стиля. Причудливые по форме подвески,
фибулы (застежки), поясные пряжки времен правления Меровингов (5-8 века)
украшены альмандинами и гранатами и сохраняют отпечаток присущей варварским
народам любви к многоцветности. В романский период в Европе начинает развиваться
производство эмалей.
Византийское ювелирное искусство славилось своими распятиями, чеканными
литургическими сосудами, окладами и другими предметами культа, которые часто
украшались тончайшей перегородчатой эмалью. В работах византийских ювелиров
широкое распространение получило сочетание золота или позолоченного серебра с
алмазами, бирюзой, рубинами, изумрудами, жемчугом. С этой гаммой прекрасно
сочетались эмали, благородство и точность отделки рисунка которых сближают их с
книжными миниатюрами.
В работах византийских мастеров 4-8 веков традиции античного искусства органично
сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для художественных
традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные
тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие
кабошонами цветных камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных
камнях, выполненные византийскими резчиками.
В произведениях романского и готического ювелирного искусства величественная
пышность цветовых созвучий всегда сочеталась со строгой архитектонической
композицией, которая иногда повторяла формы церковного зодчества. Часто
применялись редкие породы дерева и горный хрусталь. Самоцветы из месторождений
Саксонии, Богемии и Моравии служили материалом для развивающихся художественных
промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.
Мастерами эпохи Возрождения были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды
с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни.
В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных
материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки.
Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью
композиций, фантазией, их отделка – тщательностью проработки. К созданию
ювелирных украшений в конце 15 – 16 веках обращались А. Дюрер, Х. Хольбейн-младший,
Бенвенуто Челлини. Среди излюбленных типов ювелирных изделий
Возрождения – нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них
служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления
Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во
Франции прославилась школа лиможской эмали.
В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных
камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца,
раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.
В 17-18 веках возрастает интерес к живописным эффектам, к сложным
колористическим сочетаниям эмалей, золота и драгоценных камней, которые нередко
покрывают металлическую основу сплошным мерцающим слоем. К шедеврам европейского
ювелирного искусства 15-18 веков относятся немецкие серебряные изделия (мастера
семейства Ямницер) и эмали (И. М. Динглингер), а также английские серебряные изделия.
Особенно славятся своим мастерством немецкие мастера из Аугсбурга, Нюрнберга и Гамбурга.
С конца 17 века лидирующие позиции в Европе занимает французское ювелирное
искусство. В эпоху барокко в моду входят изделия с высоким чеканным рельефом,
изысканной резьбой, с яркими самоцветами и жемчугом. В это время начинается производство часов.
Рококо с его стремлением к утонченности придает особое значение ювелирным
украшениям в мужском и женском обиходе. В это время складывается ассортимент
украшений, в целом не изменившийся до настоящего времени. Модными становятся
броши и эгретки в виде букетов, каскадов. Создавая цельный ансамбль, ювелиры
изготовляют комплекты украшений – большие и малые парюры. В это время появляется
классическая бриллиантовая огранка, и любимым камнем становится бриллиант,
который подсвечивают фольгой. В моде были бриллианты с лиловатым, желтоватым и
розоватым оттенками. В мужском костюме бриллианты использовались так же широко,
как и в женском. В России в это время работают многие иностранные мастера,
крупнейший из них – И. Позье – автор императорских корон.
Прихотливая изысканность форм рококо в начале 19 века уступает место строгости
классицизма (чеканные изделия Ж. Б. Одио, М. Г. Бьенне – придворных мастеров
Наполеона I). Из мужского гардероба практически исчезают украшения с камнями,
расцветает производство дорогих табакерок, набалдашников для тростей. На первый
план выходит тщательность отделки материала. Некоторое время в моде украшения из
мозаики, из поделочных уральских камней.
В середине 19 века производство ювелирных изделий начало механизироваться и
стало более массовым. Стали использоваться менее ценные материалы, например,
накладное серебро, а вместо драгоценных камней – горный хрусталь, аквамарин,
малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Большинство изделий
ювелирного искусства 19 века тяготеет к эклектичности стиля, против чего в конце
19 – начале 20 веков выступили мастера стиля модерн (например, Р. Лалик во Франции).
Некоторые из мастеров модерна сумели превратить недостатки дешевых материалов в
их достоинства, подчеркивающие мастерство и вкус мастера («Тиффани»). Во многих
странах модерн дал начало возрождению национальных традиций в искусстве.
Двадцатый век ввел в ювелирное искусство невероятное разнообразие направлений.
Огромную роль сыграла модельер-новатор Коко Шанель, смело пропагандировавшая
бижутерию. Осваивалось много новых материалов – платина, палладий, анодированный
алюминий. Самые пуристические стремления к «дизайнерским» формам без орнамента
сосуществуют в двадцатом веке с тенденциями создания ювелирных изделий, которые
воскрешают динамику и «текучесть» форм модерна или традиции народного и
средневекового искусства. К середине двадцатого века, наряду с орнаментами,
имитирующими различные исторические стили, появляются образные решения,
отражающие проблематику современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).
Ювелирное искусство на территории стран бывшего Советского Союза известно с
глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов в
Закавказье, Средней Азии, на Алтае. Золотые украшения и художественные сосуды
скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья
принадлежат к вершинам мирового искусства.
Древнерусское ювелирное искусство отличалось богатством форм. Для киевских
ювелиров характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11-12 веков –
серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон; изделия
Владимиро-Суздальской школы (12-13 века) отличались чередованием серебряных и
золотых частей. Москва и Суздаль 14-15 веков славились окладами икон и
Евангелий, складнями со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями.
В 16 столетии, когда Москва стала общерусским центром, стали популярны чернь и
эмаль, в 17 веке – эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу
(В. Андреев, А. Трухменский) чернь (М. Агеев, П. Иванов). В 17 веке получили
развитие и многочисленные школы древнерусского ювелирного искусства: усольская
(мастерские Строгановых), ярославская.
Русское ювелирное искусство 18 века, центром которого стал Петербург, начало
развиваться в русле общеевропейских художественных стилей. Однако сохранялись и
национальные русские особенности. В 18 веке появляется великоустюжское чернение по серебру.
В 19 веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия
серебряного и золотого дела. Особо славились предприятия П. Ф.
Сазикова(серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском
стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 века – фирма
Оловянишниковых. Мировую известность получила фирма Фаберже, которая
изготавливала высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из
полудрагоценных камней), а также мастерские, работавшие по ее заказам (М.
Перхина). Для русского монархического двора работали также мастера фирмы «Болин».