Р Словарь
Художники, скульпторы, архитекторы, граверы |
Раймонди Маркантонио Raimondi Markantonio |
Рафаэль Санти Raffaello Santi |
Реберн Генри Raeburn Henry |
Редон Одилон Redon Odilon |
Рейнолдс Джошуа Reynolds Joshua |
Рейсдал Саломон Ruysdael Salomon |
Рейсдал Якоб Ruysdael Jacob |
Рембрандт ван Рейн Rembrandt van Rijn |
Рени Гвидо Reni Guido |
Ренуар Огюст Renoir Pierre-Auguste |
Реньо Жан Батист Regnault Jean Baptiste |
Репин Илья Repin Ilya |
Рерих Николай Roerich Nikolay |
Рибера Хусепе Ribera Jose |
Риго Гиацинт Rigaud Iacent |
Рихтер Герхард Richter Gerhard |
Риччи Себастьяно Ricci Sebastiano |
Роббиа Лука Robbia Luca |
Робер Юбер Robert Hubert |
Роден Огюст Rodin Auguste |
Роза Сальваторе Rosa Salvatorе |
Ройо Луис Royo Luis |
Романино Джироламо Romanino Girolamo |
Ропс Фелисьен Rops Philisien |
Рослин Александр Roslin Aleksander |
Росселлино Бернардо Rossellino Bernardo |
Россо Фьорентино Rosso Fiorentino |
Ротари Пьетро Rotari Pietro |
Рубенс Питер Пауль Rubens Peter Paul |
Рубийак Луи Франсуа Roubiliac Louis Francois |
Рубо Франц Rubo Franz |
Руо Жорж Rouault Georges |
Рунге Филипп Отто Runge Philipp Otto |
Руссо Анри Rousseau Henri |
Руссо Теодор Rousseau Theodore |
Рюд Франсуа Rude Francois |
Р Краткий словарь художественных терминов
Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание), перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные, обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения) используются для наиболее эффектной передачи бурного движения и иллюзионистически построенного пространства.
Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 века. Таковы реализм голландской живописи 17 столетия (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 века (Ж.Б.С. Шарден, Ж.А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 столетия, проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).
Резцовая гравюра, старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы прорезаются с помощью тонкого стального резца – штихеля. Зародившееся в сфере деятельности оружейников и ювелиров (как еще примитивная техника для размножения образцов резьбы по металлу), искусство резцовая гравюра совершенствовалось и достигло расцвета к концу 15 века в творчестве М. Шонгауэра и А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в 16 столетии – в работах нидерландского гравера Луки Лейденского и др. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако известная ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (в частности, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы и т.п.), ее исключительная трудоемкость привели в 17 веке к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей; областью применения резцовой гравюры вплоть до 19 столетия осталось исполнение географических карт, видов городов, научных иллюстраций, а также репродуцирование произведений живописи, скульптуры, архитектуры.
Рельеф (франц. relief, от итал. relevo– поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Присущие рельефу выразительные средства – развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий – позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости фона различают рельеф углубленный (в том числе койланоглиф или "анкрё", т.е. вырезанный на плоскости контур) и выпуклый, главными разновидностями которого являются барельеф и горельеф (так называемый высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема).
Ретабло (исп. retablo, от лат. reto – за, позади и tabula – доска), деревянный, алебастровый или мраморный заалтарный образ больших размеров в испанском и латиноамериканском искусстве 15–18 веков; украшался фигурной и орнаментальной скульптурой, иногда с включением живописных изображений.
Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.
Романизм (от лат. romanus – римский), направление в нидерландском искусстве 16 века. Мастера романизма (Я. Госсарт, Я. ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др.) под влиянием искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции, перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией, филологией (Скорел и др.), способствовали распространению в Нидерландах идей гуманизма; в то же время художественная практика романистов не лишена элементов эклектизма.
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 веках. Главная роль в Романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались, как правило, на возвышенных местах и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной и торжественнои силы, подчеркнутой массивностью стен, стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиля делились на отдельные пространственные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами) на полуциркульных арках. В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля – литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п. С середины 12 столетия Романский стиль начинает вытесняться зародившейся во Франции и Англии готикой. В 19 веке романское зодчество становится объектом подражания и стилизации в эклектической архитектуре Европы и США (постройки Г.Х. Ричардсона и др.).