Художники, скульпторы и архитекторы Италии
Алесси Галеаццо
Аллори Алессандро
Аллори Кристофано
Альбани Франческо
Альберти Баттиста
Альбертинелли Марио
Альботто Франческо
Альтикьеро да Дзевио
Амигони Якопо
Ангишола Софонисба
Андреа дель Кастаньо
Андреа дель Сарто
Андреа ди Бартоло
Антонелло да Мессина
Антониаццо Романо
Аппиани Андреа
Аретино Спинелло
Арнольфо ди Камбио
Арчимбольдо Джузеппе
Аспертини Амико
Б
Бадалоккио Систо
Балестра Антонио
Бальдовинетти Алессо
Барбари Якопо
Барна да Сиена
Бароччи Федерико
Бартоло ди Фреди
Бартоломео Венето
Бассано Якопо
Батони Помпео
Беккафуми Доменико
Беллини Джентиле
Беллини Джованни
Беллини Якопо
Беллотто Бернардо
Бенвенуто Джованни
Бенедетто ди Биндо
Берлингьеро ди Миланезе
Бернардино Фунгаи
Бернини Лоренцо
Болдини Джованни
Больтраффио Джованни
Бомбелли Себастьяно
Бонавентура Берлингьери
Бонаккорсо Никколо
Бонито Джузеппе
Бордоне Парис
Борромини Франческо
Боттичелли Алессандро
Боччони Умберто
Браманте Донато
Брамантино Бартоломео
Бронзино Анджело
Брунеллески Филиппо
Булгарини Бартоломмео
Буффальмакко Буонамико
В
Вазари Джорджо
Ванни Андреа
Ванни Липпо
Вассилачи Антонио
Веккьетта Лоренцо
Венециано Паоло
Вероккьо Андреа
Веронезе Паоло
Виварини Антонио
Виварини Бартоломео
Вигорозо да Сиена
Виньола Джакомо
Витрувий
Г
Гадди Таддео
Гаулли Батиста
Гварди Антонио
Гварди Франческо
Гварини Гварино
Гверчино Франческо
Гвидо да Сиена
Гвидо ди Грациано
Гиберти Лоренцо
Гирландайо Доменико
Гисланди Джузеппе
Гоццоли Беноццо
Даниэле да Вольтерра
Дезидерио Сеттиньяно
Дезидерио Франсиско
Деодато Орланди
Джакуинто Коррадо
Джамболонья Джованни
Джентиле да Фабриано
Джентилески Артемизия
Джентилески Орацио
Джироламо дель Паккья
Джироламо Бенвенуто
Джованнетти Маттео
Джованни ди Паоло
Джордано Лука
Джорджоне
Джотто ди Бондоне
Джулио Романо
Джунта Пизано
Диетисальви Спеме
Доменикино Цампьери
Доменико ди Бартоло
Доменико Венециано
Донателло
Доссо Досси
Дуччо ди Буонинсенья
К
Каваллини Пьетро
Камбьязо Лука
Каналетто Антонио
Канова Антонио
Караваджо
Карлеварис Лука
Карпаччо Витторе
Карраччи Лодовико
Каррера Розальба
Кирико Джорджо
Кловио Джулио
Коппо Марковальдо
Корреджо Антонио
Косса Франческо
Коццарелли Гвидоччо
Креспи Джузеппе
Кривелли Карло
Кунеллис Яннис
Л
Ланфранко Джованни
Лаурана Лучано
Лаурана Франческо
Лега Сильвестро
Леонардо да Винчи
Липпи Филиппино
Ломбардо Пьетро
Лонги Пьетро
Лоренцетти Амброджо
Лоренцетти Пьетро
Лотто Лоренцо
Лука ди Томме
Луини Бернардино
М
Мадерна Карло
Мазаччо Гвиди
Мазолино Паникале
Майано Джулиано
Мантенья Андреа
Маньяско Алессандро
Мариески Микеле
Мартини Симоне
Мелдолла Андреа
Мельци Франческо
Микеланджело
Модильяни Амедео
Моретто да Брешиа
Морони Батиста
Н
Нероччо де Ланди
Никколо дель Аббате
Никколо Сер Соццо
Ниттис Джузеппе
О
Ориоли Пьетро
Орканья Андреа
Палладио Андреа
Пальма Веккьо Якопо
Паннини Джованни
Пармиджанино
Пеллегрини Антонио
Перино дель Вага
Перуджино Пьетро
Перуцци Бальдассаре
Пизанелло Антонио
Пизано Никколо
Пинелли Бартоломео
Пинтуриккио
Пиранези Баттиста
Поллайоло Антонио
Понтормо Якопо
Порта Джакомо
Поццо Андреа
Приматиччо Франческо
Пьеро делла Франческа
Пьеро ди Козимо
Пьетро да Кортона
Пьяццетта Джованни
Р
Раймонди Маркантонио
Рафаэль Санти
Рени Гвидо
Риччи Себастьяно
Роббиа Лука
Роза Сальваторе
Романино Джироламо
Росселлино Бернардо
Россо Фьорентино
Ротари Пьетро
С
Савольдо Джованни
Сальвиати Франческо
Сангалло Джулиано
Санмикели Микеле
Сано ди Пьетро
Сансовинo Андреа
Сансовинo Якопо
Сассетта Стефано
Себастьяно Пьомбо
Сегантини Джованни
Синьорелли Лука
Содома Джованни
Солимена Франческо
Строцци Бернардо
Т
Тизи Бенвенуто
Тинторетто Якопо
Тициан Вечеллио
Тура Козимо
Тьеполо Баттиста
У
Уголино ди Нерио
Уголино ди Тедиче
Уччелло Паоло
Ф
Фаринати Паоло
Фаттори Джованни
Фетти Доменико
Филарете Антонио
Фонтана Доменико
Фонтана Карло
Фонтана Лавиния
Фонтанези Антонио
Фра Бартоломмео
Фра Беато Анджелико
Фра Филиппо Липпи
Франча Франческо
Х
Хайес Франческо
Ц
Цуккарелли Франческо
Цуккари Таддео
Ч
Чезаре да Сесто
Челлини Бенвенуто
Чима да Конельяно
Чимабуэ Джованни
Э
Эрколе де Роберти
Ю
Ювара Филиппо
Искусство Италии
В историю художественной культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Сами масштабы величайшего расцвета, которым был ознаменован итальянский Ренессанс, кажутся особенно поразительными по контрасту с небольшими территориями тех городских республик, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этой эпохи.
Искусство эпохи Возрождения заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Художественное созидание, казалось, стало неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. В передовых центрах Италии страстное увлечение искусством захватило самые широкие слои общества – от правящих кругов до простых людей. Возведение общественных построек, установка монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. О всеобщем преклонении перед выдающимися мастерами может свидетельствовать тот факт, что величайшие гении эпохи – Леонардо, Рафаэль, Микеланджело – получили у современников наименование divino – божественных.
По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Вызывают изумление уже сами физические масштабы всего того, что было создано мастерами итальянского Возрождения,– величественные муниципальные сооружения и огромные соборы, великолепные патрицианские дворцы и виллы, произведения скульптуры во всех ее видах, бесчисленные памятники живописи – фресковые циклы, монументальные алтарные композиции и станковые картины. Рисунок и гравюра, рукописная миниатюра и только что возникшая печатная графика, декоративное и прикладное искусство во всех его формах – не было, в сущности, ни одной области художественной жизни, которая не переживала бы бурного подъема. Но, быть может, еще поразительнее необычайно высокий художественный уровень искусства итальянского Возрождения, его подлинно мировое значение как одной из вершин человеческой культуры.