Б Словарь
Художники, ваятели, зодчие |
Бадалоккио Систо Badalocchio Sisto |
Бакалович Степан Bakalovich Stepan |
Бакст Лев Bakst Lev |
Бакшеев Василий Baksheev Vasily |
Балестра Антонио Balestra Antonio |
Бальдовинетти Алессо Baldovinetti Alessio |
Бальдунг Ганс Baldung Hans |
Баранов-Россинэ Владимир Baranov-Rossine Vladimir |
Барбари Якопо Barbari Jacopo |
Бардо Бриджит Bardot Brigitte |
Бари Антуан Луи Barye Antoine Louis |
Барна да Сиена Barna da Siena |
Бароччи Федерико Barocci Federico |
Бартоло ди Фреди Bartolo di Fredi |
Бартоломео Венето Bartolomeo Beneto |
Бартоломмео делла Порта Bartolommeo della Porta |
Басин Петр Basin Petr |
Бассано Якопо Bassano Jacopo |
Бастьeн-Лепаж Жюль Bastien-Lepage Jules |
Батони Помпео Batoni Pompeo |
Баутс Дирк Bouts Dieric |
Беггров Александр Beggrov Aleksandr |
Бейерен Абрахам Beyeren Abraham |
Бейтевех Виллем Питер Buytewech Willem Pieter |
Беккафуми Доменико Beccafumi Domenico |
Белл Джулия Bell Julie |
Беллини Джентиле Bellini Gentile |
Беллини Джованни Bellini Giovanni |
Беллини Якопо Bellini Jacopo |
Беллотто Бернардо Bellotto Bernardo |
Бельский Алексей Belskiy Aleksey |
Бенвенуто ди Джованни Benvenuto di Giovanni |
Бенедетто ди Биндо Benedetto di Bindo |
Бенуа Александр Benua Aleksandr |
Берггольц Ричард Berggolz Richard |
Берлингьеро ди Миланезе Berlinghiero di Melanese |
Бернардино Фунгаи Bernardino Fungai |
Бернини Лоренцо Bernini Lorenzo |
Бернс Джим Burns Jim |
Берн-Джонс Эдвард Burne-Jones Edward |
Бидо Жан Жозеф Bidauld Jean Joseph |
Билибин Иван Bilibin Ivan |
Билибин Иван Иллюстрации Bilibin Ivan Illustrations |
Блейк Питер Blake Peter |
Блейк Уильям Blake William |
Блондель Мерри Жозеф Blondel Merry-Joseph |
Блондель Франсуа Blondel Francois |
Богаевский Константин Bogaevsky Konstantin |
Богданов-Бельский Николай Bogdanov-Belskiy Nikolay |
Боголюбов Алексей Bogolyubov Aleksey |
Бодаревский Николай Bodarevskiy Nikolay |
Бодри Карл Bodri Karl |
Болдини Джованни Boldini Giovanni |
Больтраффио Джованни Boltraffio Giovanni |
Бомбелли Себастьяно Bombelli Sebastiano |
Бонавентура Берлингьери Bonaventura Berlinghieri |
Бонаккорсо Никколо Buonaccorso Niccolo |
Бонито Джузеппе Bonito Giuseppe |
Боннар Пьер Bonnard Pierre |
Бордоне Парис Bordone Paris |
Борисов Александр Borisov Aleksandr |
Борисов-Мусатов Виктор Borisov-Musatov Victor |
Боровиковский Владимир Borovikovskiy Vladimir |
Борромини Франческо Borromini Francesco |
Босх Иероним Bosch Hieronymus |
Боткин Михаил Botkin Mikhail |
Боттичелли Алессандро Botticelli Alessandro |
Бочаров Михаил Bocharov Mikhail |
Боччони Умберто Boccioni Umberto |
Браз Осип Braz Osip |
Браманте Донато Bramante Donato |
Брамантино Бартоломео Bramantino Bartolomeo |
Брак Жорж Braque Georges |
Брауэр Адриан Brouwer Adriaen |
Брейгель Питер Bruegel Pieter |
Брейгель Ян Бархатный Bruegel Jan |
Бродский Исаак Brodskiy Isaak |
Бронзино Анджело Bronzino Agnolo |
Бронников Федор Bronnikov Fedor |
Брунеллески Филиппо Brunelleschi Filippo |
Бруни Лев Bruni Lev |
Бруни Николай Bruni Nikolay |
Бруни Федор Bruni Fedor |
Брюллов Александр Bryullov Aleksandr |
Брюллов Карл Bryullov Karl |
Брюллов Павел Bryullov Pavel |
Бугеро Вильям Bouguereau William-Adolphe |
Булгарини Бартоломмео Bulgarini Bartolommeo |
Буль Андре Шарль Boulle Andre Charles |
Бурдель Антуан Bourdel Antoine |
Бурлюк Давид Burlyuk David |
Буффальмакко Буонамико Buffalmacco Bounamico |
Буше Франсуа Boucher Francois |
Бэкон Фрэнсис Bacon Francis |
Б Краткий словарь художественных терминов
Базилика (от греч. basilike – царский дом), тип торгового и судебного здания в архитектуре Древнего Рима, позже – один из основных типов христианского храма в зодчестве Византии, Сирии, в архитектуре романского стиля и готики, Возрождения и барокко. базилика в своей развитой форме – прямоугольное в плане здание, внутри разделенное рядами столбов или колонн на продольные части (нефы); более высокий средний неф освещается через окна, расположенные над кровлями боковых нефов. Перед входом в базилику обычно располагается поперечный притвор (нартекс), а в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ перекрытой полукуполом апсиды. Базилика с разными по высоте нефами или с более высоким, но лишенным окон средним нефом называется псевдобазиликой.
Барбизонская школа, группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830–1860-е годы в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта и обыденных пейзажных мотивов, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая над этюдом, а иногда и над картиной с натуры, мастера Барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой валёрами, световыми и цветовыми нюансами, уделяли внимание точной фиксации непосредственных впечатлений. К Барбизонской школе были близки К. Коро и Ж.Ф. Милле, ее традиции повлияли на развитие пейзажной живописи как во Франции, так и в других странах Европы (творчество Я.Б. Йонгкинда в Нидерландах, М. Мункачи в Венгрии и др.).
Барельеф (франц. bas-relief, буквально– низкий рельеф), тип рельефа, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Сюжетно-изобразительный и декоративный барельеф – распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства; барельефы часто применяются также в оформлении постаментов памятников, в надгробно – мемориальных сооружениях, монетах, медалях, геммах.
Бидермейер, бидермайер (нем. Biedermeier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве 1810–1840-х годов. Название получило позже, по фамилии немецкого обывателя, персонажа стихов немецкого поэта Л. Айхбродта "Biedermaiers Liederlust" (изданы в 1850). Архитектура (главным образом отделка интерьеров) и декоративное искусство Бидермейера, отражавшего вкусы бюргерской среды, перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи Бидермейера (Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. фон Швиндт, Ф.Г. Вальдмюллер в Австрии), носящей отпечаток романтизма, характерны любовь к бытовой среде, тщательно воспроизведенным деталям, стремление к интимности, задушевности, безмятежной созерцательности.
Бистр (франц. bistre), прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Употреблялась европейскими художниками 15–18 веков для рисования пером и кистью.
Болонская школа, одна из школ итальянской живописи с центром в городе Болонья. Произведения болонских живописцев уже в 14 веке выделялись острой характерностью и экспрессией образов, однако как историко-художественное понятие Болонская школа связывается прежде всего с одним из течений итальянской живописи эпохи формирования и расцвета барокко. Художники Болонской школы конца 16–17 веков (братья Карраччи, Г. Рени, Доменикино), опиравшиеся на несколько внешне воспринятые художественные приемы мастеров Высокого Возрождения, в своих декоративно-эффектных станковых композициях, алтарных образах и монументальных росписях заложили основы европейского академизма.
Брешианская школа, брешанская школа, школа итальянской живописи с центром в городе Бреша. Сложилась в 16 веке, в эпоху кризиса Возрождения. Творчество мастеров Брешианской школы (А. Моретто, Дж. Савольдо, Дж. Б. Морони), испытавших влияние венецианской школы, отмечено поэтическим восприятием жизни, вниманием к жанровым деталям, стремлением к бытовой трактовке религиозных тем; живописной непосредственностью, точностью социально-психологической характеристики отличаются портреты Брешианской школы.
Бюст (франц. buste, от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник), погрудное, чаще всего портретное изображение человека в круглой скульптуре. Появился (первоначально как посмертный или надгробный образ) в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, окончательно сложился как особый вид скульптурно-портретной пластики в Древнем Риме, где в его композицию была включена подставка. Получил широкое распространение в искусстве Возрождения и нового времени (Донателло, Дезидерио да Сеттиньяно, Л. Бернини, Ж.А. Гудон, О. Роден и др.).