П Словарь
Живописцы, архитекторы, мастера иконописи и гравюры |
Палладио Андреа Palladio Andrea |
Палисси Бернар Palissy Bernard |
Пальма Веккьо Якопо Palma Vecchio |
Паннини Джованни Паоло Pannini Giovanni Paolo |
Паркес Майкл Parkes Michael |
Паркинсон Кит Parkinson Keith |
Пармиджанино Франческо Parmigianino Francesco |
Паскаль Даньян-Бувере Paskal Dagnan-Bouveret |
Патинир Иоахим Patinir Jochim |
Пелевин Иван Pelevin Ivan |
Пеллегрини Антонио Pellegrini Antonio |
Пеннингтон Брюс Pennington Bruce |
Перино дель Вага Perino del Vaga |
Перлстайн Филип Pearlstein Philip |
Перов Василий Perov Vasily |
Перов Василий Картины и эскизы |
Перро Клод Perrault Claude |
Перроно Жан Батист Perroneau Jean-Baptiste |
Персье Шарль Percier Charles |
Перуджино Пьетро Perugino Pietro |
Перуцци Бальдассаре Peruzzi Baldassare |
Пигаль Жан Батист Pigalle Jean Baptiste |
Пизанелло Антонио Pisanello Antonio |
Пизано Никколо Pisano Niccolo |
Пикабия Франсуа Picabia Francois |
Пикассо Пабло Picasso Pablo |
Пилон Жермен Pilon Germain |
Пинелли Бартоломео Pinelli Bartolomeo |
Пинтуриккио Pinturicchio |
Пиранези Джованни Piranesi Giovanni |
Писсарро Камиль Pissarro Camille |
Питр Джон John Pitre |
Плахов Лавр Plahov Lavr |
Поллайоло Антонио Pollaiolo Antonio |
Понтормо Якопо Pontormo Jacopo |
Порселлис Ян Porcellis Jan |
Порта Джакомо Porta Giacomo |
Поттер Паулюс Potter Paulis |
Поттер Фредерик Potter Frederick |
Поццо Андреа Pozzo Andrea |
Прайор Скотт Prior Scott |
Приматиччо Франческо Primaticcio Francesco |
Прюдон Пьер Поль Prudon Pierre Paul |
Прянишников Илларион Pryanishnikov Illarion |
Пукирев Василий Pukirev Vasily |
Пуссен Никола Poussin Nicolas |
Пьеро делла Франческа Piero della Francesca |
Пьер Жан-Батист Мари Pierre Jean-Baptiste Marie |
Пьеро ди Козимо Piero di Cosimo |
Пьетро да Кортона Pietro da Cortona |
Пьяццетта Джованни Piazzetta Giovanni |
Пюви де Шаванн Пьер Puvis de Chavannes Pierre |
Пюже Пьер Puget Pierre |
П Краткий словарь художественных терминов
Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В 14 веке в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи, а также самобытные позднеготические мастера Альтикьеро и Аванцо. К середине 15 столетия здесь сформировалась самостоятельная школа, в которой позднеготические черты сочетались с поисками чеканно-ясной пластической формы; крупнейшим мастером Падуанской школы был А. Мантенья.
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец), тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Классическое палаццо, сложившееся в 15 веке (преимущественно во Флоренции, в творчестве Ф. Брунеллески, Микелоццо да Бартоломмео и др.), представляло собой 3-этажное (реже 2- или 4-этажное) здание, выходившее фасадом на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, окруженный арочными галереями. С 16 столетия в оформлении фасадов палаццо усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора, общая композиция обрела большую связь с городским окружением и природной средой (постройки Браманте, Рафаэля и др.). В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.
Палладианство, направление в европейском зодчестве 17–18 веках, развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора А. Палладио. Созданные им строго упорядоченные и вместе с тем разнообразные по композиции и ордерному декору типы городского дворца, загородной виллы, церкви приобрели широкую популярность среди зодчих, выступавших против архитектурных принципов барокко. В 17 столетии наиболее последовательное выражение палладианство получило в архитектуре Великобритании (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на 18 век, когда английские (У. Кент, К. Кэмпбелл и др.) и немецкие (Г.В. Кнобельсдорф и др.) зодчие возводили здания, отмеченные строгой простотой и изяществом форм, целесообразностью планировки, органической связью с окружающей средой, в том числе с пейзажными парками.
Панно (франц. panneau, от лат. pannus – кусок ткани), часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т.п.) и заполненная скульптурными или живописными изображениями; также картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для постоянного (реже временного) украшения определенного участка стены или потолка.
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello,
уменьшительное от pasta – тесто), живопись сухими, мягкими цветными карандашами
без оправы, спрессованными из растертых в порошок пигментов с добавлением
камедей, молока, иногда мела, гипса и пр.; также произведение, выполненное в
этой технике. Художественный эффект Пастели основан на особой чистоте и мягкости
красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть нежной, бархатистой
поверхности произведения. Работа штрихом, а не мазком сближает технику пастели с графикой.
Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине 15 века, но работавшие
в этой технике мастера 16–17 столетий (Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн
Младший в Германии и др.) не переступали традиций чистого графического рисунка.
Живописные возможности пастели были реализованы в творчестве таких мастеров 18
века, как М.К. де Латур, Ж.Б.С. Шарден, Ж.Б. Перроно во Франции, А.Р. Менгс в
Германии, Ж.Э. Лиотар в Швейцарии. В 19 столетии новые, доступные пастели средства
художественной выразительности (богатство фактуры, экспрессивная сила линии) открыл Э. Дега.
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки (городской архитектурный пейзаж – ведута), морские виды (марина) и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Зарождение пейзажа в европейском искусстве было ознаменовано заменой условных (золотых или орнаментальных) фонов пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии, Я. ван Эйк в Нидерландах, К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии). В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и мастера дунайской школы) и в небольших живописных композициях, где образ природы составляет единственное содержание картины (А. Альтдорфер) либо безраздельно господствует над сценами переднего плана (И. Патинир). В пейзаже барокко Я.П. Рубенс, С. Роза, А. Маньяско) главенствует стихийная мощь природы, в произведениях голландских пейзажистов 17 века, – поэтическое ощущение ее тесной связи с жизнью человека (произведения Я. ван Гойена, Х. Сегерса, Я. ван Рёйсдала, М. Хоббема, Я. Вермера Делфтского и др.). В 18 веке широко распространился видовой городской пейзаж., топографически точный в ведутах Каналетто и Б. Беллотто, тонко-лиричный в картинах Ф. Гварди. Предромантическими веяниями пронизаны пейзажи с изображением руин Ю. Робера, интимно-лирические фоны в картинах Ж.О. Фрагонара и Т. Гейнсборо. В пейзаже первой половины 19 столетия преобладали тенденции романтизма (К.Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии, Й.А. Кох в Австрии, У. Тёрнер в Великобритании); одновременно в творчестве Дж. Констебла в Великобритании, раннего К. Коро во Франции, К. Блехена в Германии закладывались основы реалистического пейзажа середины – 2-й половины 19 века: особая чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы, интерес к проблемам пленэра, к национальному своеобразию ландшафта. Эти черты свойственны произведениям мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле во Франции, Маккьяйоли в Италии, А. фон Менцеля в Германии, Я.Б. Йонгкинда в Голландии и др. Доминирующее положение занимает пейзаж в творчестве мастеров французского импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей); на рубеже 19 и 20 веков П. Сезанн утверждал в своих пейзажах монументальную мощь и конструктивную структурность естественных ландшафтов, В. ван Гог стремился к нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, П. Гоген радикально переосмыслял образ идиллического пейзажа.
Перспектива (франц. perspective, от лат.
perspicio – ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости,
передающая их собственную пространственную структуру и расположение в
пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В зависимости от принятой
в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала
различные исторические формы: так называемая рыбья кость в античном
изобразительном искусстве, так называемая обратная перспектива в средневековом
искусстве Европы и Византии, так называемая параллельная перспектива в живописи
Китая и Японии. Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в
эпоху Возрождения, интерес его мастеров к объемности и материальности
пространственных форм способствовали превращению идеи научно обоснованной,
адекватной зрительному восприятию перспективы в одну из главных художественных
проблем времени. Последовательная система линейной или прямой перспективы,
рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода
на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления
от переднего плана, разрабатывалась итальянскими мастерами 15 века (Ф.
Брунеллески, Л.Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло),
художниками Нидерландов и Германии (братья Х. и Я. ван Эйки, А. Дюрер). Леонардо
да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы
влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита.
В эпоху барокко перспектива обогатилась сложными ракурсами, предполагающими
необычные (в том числе сильно пониженные или повышенные) точки зрения.
В конце 19 – начале 20 веков некоторые художники, осознавшие формализм многих
моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность точки зрения,
отсутствие корректировок на бифокальность зрения и т.д.), использовали так
называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных
осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану в произведениях П. Сезанна).
Платереско (исп. plateresco, от platero – ювелир), архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля, возникшего в конце 15 столетия, стало тончайшее архитектурное узорочье, имеющее плоскостно-ковровый характер. Не затрагивая конструктивную основу зданий, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее – на ренессансные формы. С 1530 годов в платереско проникает все больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т.п.), а также ордерных элементов, вносящих определенную упорядоченность в декор, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности. Во второй половине 16 века в большинстве районов Испании платереско вытесняется суровым стилем "десорнаментадо" (или "эрререско"), созданным архитектором Ф. де Эррерой Старшим.
Плафон (от франц. plafond – потолок), в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. В более узком смысле – произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры, украшающее подобное перекрытие. Живописные плафоны исполнялись непосредственно на перекрытии (в технике фрески, масляной, клеевой живописи и т.п.) или на прикрепляемом к потолку холсте (панно). Как часть декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений живописные и скульптурные плафоны получили широкое распространение в европейском искусстве 17 – 19 веков.
Пленэр (франц. plein air, буквально – открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в художественную практику в первой половине 19 века (Дж. Констебл в Великобритании), в середине 19 века приверженцами пленэра выступили К. Корои мастера барбизонской школы во Франции. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине 19 столетия в творчестве мастеров импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др.
Полиптих (от греч. polyptychos – состоящий из многих складок или дощечек), многостворчатый живописный или рельефный складень либо несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.