Ц Словарь
Художники, скульпторы, зодчие, иконописцы |
Ционглинский Иван Zionglinsky Ivan |
Цорн Андерс Zorn Anders |
Цуккарелли Франческо Zuccarelli Francesco |
Цуккари Таддео Zuccari Taddeo |
Ц Краткий словарь художественных терминов
Царицыно, архитектурный и
дворцово-парковый ансамбль (с 1960 в черте города Москва).
В конце 16 века здесь находилась вотчина царицы Ирины Годуновой известное под
названием Богородское. В 1589 оно упоминается как «пустошь Черногрязная». В 17
веке эта местность принадлежала боярину Стрешневу, затем Голицыным, а в 1689
после падения царевны Софьи Алексеевны была конфискована государством. За
заслуги в турецкой кампании Петр I пожаловал Черную Грязь молдавскому господарю
Дмитрию Кантемиру, при котором был построен деревянный дом на «китайский манер».
Екатерине II, приехавшей в Москву на торжества по случаю заключения
Кючук-Кайнарджийского мира 1774, понравилось местоположение кантемировской
усадьбы, в 1775 она была приобретена казной и переименована в Царицыно Село.
Строительство «подмосковного Версаля» поручили В. И. Баженову, который уже был
академиком трех европейский академий. Он задумал создать в Царицыне ансамбль на
основе синтеза русских и классических композиционных принципов с включением
готических и псевдоготических деталей, получивших широкое распространение в усадебном зодчестве.
Строительство в Царицыне началось в мае 1776 с трех служебных корпусов и Фигурного моста. В 1778 были завершены Малый дворец и здание, получившее впоследствии название Оперный дом, предназначавшееся для больших приемов. Его главным помещением был большой двухсветный зал, перекрытый цилиндрическим сводом. Симметричный план и спокойный силуэт здания хорошо сочетались с красочным убранством фасадов. Торцовые фасады увенчивали государственные гербы Российской империи, что указывало на общественный характер сооружения. Декор Оперного дома, как и всех сооружений Царицына, основан на сочетании краснокирпичных стен и белокаменных деталей. Тогда же были закончены замечательные по красоте Фигурные ворота, стоящие при входе в «Англинский сад». В 1779 Баженов начал строительство главного дворца, который был закончен в 1782 году.
Центром ансамбля был состоявший из парных двухэтажных павильонов дворец, построенный Баженовым. Из основных запроектированных построек не успели возвести только конюшню и башню с часами. В 1785 после десятилетнего перерыва Екатерина II посетила Царицыно – постройки ей не понравились, несмотря на то что проекты всех сооружений были утверждены ею лично, и она велела их разобрать. Дворец пытались перестроить, однако 6 февраля 1786 последовало распоряжение о его разборке. Через два года приступили к постройке нового дворца по проекту Казакова, который так и не был завершен.
Царственная Книга, иллюстрированная рукопись – копия части Лицевого летописного свода, списка Никоновской летописи. Составлена в 60-80-х годах 16 века. Содержит 1073 миниатюры. Приписки и исправления в тексте сделаны (предположительно) рукой Ивана IV Грозного.
Цветовых Полей живопись или «Колор Филд» (Color Field Painting – живопись цветовых полей), направление в абстрактной живописи 1950-60-х годов. Термин используется для характеристики монохромной живописи, в которой цвет освобожден от формы и композиция строится на перепадах интенсивности тона. Живопись стиля «колор филд» 50-х годов 20 столетия представлена работами И. Келли, Эд. Рейнхардта, в 1960-х – Б. Ньюмена.
Цвингер (Zwinger), дворцовый ансамбль в Дрездене (в Старом городе). Построен в 1711-1722 годах, архитектор М. Д. Пеппельман и скульптор Б. Пермозер. Комплекс состоит из легких павильонов, объединенных галереями с трех сторон двора, сочетает регулярность плана с прихотливостью форм и декора позднего барокко. Во дворе несколько фонтанов. Грот «Купальня нимф» является выдающейся архитектурной достопримечательностью Цвингера. С южной стороны ансамбля находятся Прямые и Коронные ворота, увенчанные королевской позолоченной короной, с северной к нему примыкает пристроенное в 19 веке здание Дрезденской галереи, с западной и восточной – закругленные в виде подковы галереи, опирающиеся на два небольших павильона. В центре между этими галереями расположен Колокольный павильон, на котором установлены часы с колоколами из мейсенского фарфора, играющие каждые четверть часа.
Цвингер (от нем. «клетка») строился в течение 20 лет при Августе II Сильном, по первоначальному плана это должна была быть оранжерея, но план строительства постоянно менялся, и в результате был построен дворцовый ансамбль для празднеств и торжественных церемоний. Во время строительства архитектор Пеппельман несколько раз направлялся в Рим, Вену, Париж для изучения дворцовых сооружений и интерьеров. В 1719 в незаконченном Цвингере состоялась пышная свадьба кронпринца Фридриха Августа, после которой казна была опустошена, и строительство возобновилось в 1722 году. К 1730 назначение Цвингера изменилось, он стал крупнейшим комплексом естественнонаучных музеев.
В начале 1920-х годов здания Цвингера стали нуждаться в кардинальной реставрации,
городские власти собирались его сносить. Один из преподавателей Дрезденской
архитектурной школы, Г. Эрмиш, вместе со своими учениками добился решения на
восстановление Цвингера и занимался этим проектом в течение 15 лет. К 1940 году
здание было восстановлено, но было почти целиком разрушено в 1945 в результате
бомбардировок англо-американской авиации. В 1955-1964 годах Цвингер вновь
реставрировался при деятельном участии Архитектурной школы во главе с Г. Эрмишем.
В Цвингере находится несколько музеев: в том числе Дрезденская галерея («Галерея
старых мастеров»: полотна Рафаэля, Джорджоне, Боттичелли, Рембрандта, Рубенса,
Ван Дейка, Кранаха, Дюрера и других выдающихся живописцев), музей фарфора, олова,
Исторический музей (старинное оружие и доспехи), Физико-математический салон
(старинные измерительные приборы).
Целла или Наос (греч. naos), главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.