В Словарь
Живописцы, ваятели, архитекторы |
Вазари Джорджо Vasari Giorgio |
Валансьен Пьер Valencienne Pierre |
Валледжо Борис Vallejo Boris |
Ван Гог Винсент Van Gogh Vincent |
Ванлоо Луи Мишель Van Loo Louis Michel |
Ван Эйк Ян Van Eyck Jan |
Ванни Андреа Vanni Andrea |
Ванни Липпо Vanni Lippo |
Варнек Александр Varnek Aleksandr |
Васильев Михаил Vasilyev Mikhail |
Васильев Тимофей Vasilyev Timofey |
Васильев Федор Vasilyev Fedor |
Васильковский Сергей Vasilkovskiy Sergey |
Васнецов Аполлинарий Vasneztov Apollinary |
Васнецов Аполлинарий Картины |
Васнецов Виктор Михайлович Vasnetsov Victor |
Васнецов Виктор Росписи Эскизы |
Вассилачи Антонио Vassilacchi Antonio |
Ватто Антуан Watteau Antoine |
Вауэрман Филипс Wouwermann Philips |
Ведекинд Иоганн Vedekind Iogann |
Вейден Рогир Weyden Rogier |
Веккьетта Лоренцо Vecchietta Lorenzo |
Веласкес Диего Velasquez Diego |
Велде Адриан Velde Adriaen |
Велде Виллем Velde Willem |
Велде Эсайас Velde Esaias |
Венециано Паоло Veneciano Paolo |
Верещагин Василий Васильевич Vereschagin Vasily Vas. |
Верещагин Василий Картины Vereschagin Vasily |
Верещагин Василий Петрович Vereschagin Vasily Pet. |
Верещагин Петр Vereschagin Petr |
Вермеер Ян Vermeer Jan |
Верне Клод Жозеф Vernet Claude Joseph |
Вероккьо Андреа Verrocchio Andrea |
Веронезе Паоло Veronese Paolo |
Виварини Антонио Vivarini Antonio |
Виварини Бартоломео Vivarini Bartolomeo |
Вигилиус Эриксен Vigilius Eriksen |
Вигорозо да Сиена Vigoroso da Siena |
Виже-Лебрен Элизабет Vigee-Lebrun Elisabeth |
Виллевальде Богдан Villevalde Bogdan |
Виноградов Сергей Vinogradov Sergey |
Виньола Джакомо Vignola Jiakomo |
Витрувий Марк Vitruvius Marcus |
Витте Эмманюэл Witte Immanuil |
Вишняков Иван Vishnyakov Ivan |
Владимиров Иван Vladimirov Ivan |
Владимиров Иван Часть 2 |
Волков Адриан Volkov Adrian |
Волков Ефим Volkov Efim |
Воробьев Максим Vorobyev Maksim |
Врубель Михаил Vrubel Mikhail |
Вуаль Жан Луи Vual Jean Lui |
Вуэ Симон Vouet Simon |
Вьен Жозеф-Мари Vien Joseph-Marie |
Вюйяр Эдуар Vuillard Edouard |
В Краткий словарь художественных терминов
Вазопись античная, искусство росписи античных керамических сосудов. Древнейшие образцы вазописи относятся к эгейской эпохе: критские вазы с изысканными растительными узорами ("стиль камарес", 20–18 века до нашей эры) и живыми лаконичными изображениями морских животных (в конце 17 – начале 16 века до н.э.), строгие по композиции сосуды "дворцового стиля" (в конце 15 века до н.э.) с геометризованным растительным орнаментом, микенские вазы (14–12 столетия до н.э.) со схематичными фигурами людей и животных. В ранней древнегреческой вазописи выделяются протогеометрический (11–10 века до н.э.) и геометрический (9–8 столетия до н.э.) стили с подчеркивающими тектонику сосудов полосами ритмичных геометрических узоров, "ковровый" или "ориентализирующий" стиль (7 век до н.э.) с полихромными изображениями животных и фантастических существ.
Наиболее совершенные памятники вазописи возникли в эпохи древнегреческой архаики и классики: вазы чернофигурного стиля с силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на желтую или красную глину (6 век до н.э.; выделяющиеся чистотой линий, выразительностью силуэтов, эмоциональной насыщенностью сложных сюжетных сцен работы Эксехия, Амасиса и др.), и краснофигурные росписи (изображения цвета глины на черном лаковом фоне; возникли около 530 года до н.э.), прошедшие стадии "строгого стиля" (в конце 6 – начале 5 века до н.э.; изящные и строгие, при некоторой угловатости рисунка произведения Евфрония, Дуриса, "мастера Брига"), "свободного стиля" (со 2-й четверти 5 века до н.э.) с вазами, отличающимися естественностью композиции украшающих их сцен, точностью и лаконичностью рисунка, "роскошного стиля" (в конце 5 – начале 4 столетия до н.э.), для которого характерны перегруженность композиции фигурами, нарушение органического единства росписи и формы сосуда. С 3 – 2 веков до нашей эры древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором или накладными орнаментальными росписями.
Валёр (франц. valeur, буквально – цена, ценность), в живописи и графике оттенок тона, выражающий, во взаимосвязи с другими оттенками, определенное соотношение света и тени; система валёров, дающих последовательную светотеневую градацию в пределах какого-либо цвета, позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
Веризм (от итал. vero – правдивый), реалистическое направление в изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г. Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини) конца 19 века, близкое к натурализму; характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто эмоциональный стиль.
Версаль (Versailles),
королевский дворцово-парковый ансамбль.
Впервые упоминается в 1075 году. В конце 16 века Версаль был небольшой деревушкой в
лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а
потом охотничий замок, а в 1632 приобрел и деревушку. Людовик XIV, не любивший
Сен-Жермен, решил в 1660 превратить версальский замок в королевский дворец. В
1682-1789 годах Версаль – главная резиденция французских королей.
Апартаменты королевского дворца в Версале оформлялись по эскизам придворного
художника Шарля Лебрена.
Один из крупнейших в мире дворцово-парковый ансамбль Версаля в стиле
французского классицизма вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624,
перестроен архитектором Ф. Леруа в 1631-34). В результате нескольких
строительных периодов (1661-1668, архитектор Л. Лево; 1670-1674, архитектор Ф. д'Орбе; 1678-1679,
архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) он был превращен в обширный дворец (длина фасада 576 м)
с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.).
Регулярный парк (площадь свыше 6 тыс. га) с бассейнами, фонтанами и скульптурами.
В основу планировки города Версаля, где селилась знать, легли три дороги (в
Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца. Точка
соединения этих дорог в курдонере (парадном дворе) отмечена конной статуей
Людовика XIV (2-я четверть 19 века, скульптор Л. М. Л. Птито).
Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с
бассейнами и с Большим каналом (длиной 1520 м) – ось симметрии четкой сети
прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е годы, архитектор А. Ленотр) с
нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и
др.). К северу от Большого канала – дворцы Большой Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар)
и Малый Трианон (1762-1764, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный
пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина»,
мельница, молочная ферма; 1782-1786, скульптор P. Мик и художник Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с
характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее
влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских
стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей. До сих пор по
традиции в Версале проводятся концерты на воде.