К Словарь
Мастера изобразительного искусства и архитекторы |
Каваллини Пьетро Cavallini Pietro |
Казанцев Владимир Kazanztev Vladimir |
Калло Жак Callot Jacques |
Кало Фрида Kahlo Frida |
Калф Виллем Kalf Willem |
Камбьязо Лука Cambiaso Luca |
Кампен Робер Campin Robert |
Каналетто Антонио Canaletto Antonio |
Кандинский Василий Kandinsky Wassily |
Канова Антонио Canova Antonio |
Капков Яков Kapkov Yakov |
Караваджо Микеланджело Caravaggio |
Каравак Луи Caravaque Louis |
Карлеварис Лука Carlevaris Luca |
Карпаччо Витторе Carpaccio Vittore |
Карпо Жан Батист Carpeaux Jean Baptiste |
Карраччи Лодовико Carracci Lodovico |
Каррера Розальба Carriera Rosalba |
Кауфман Ангелика Kauffmann Angelica |
Кейп Алберт Cuyp Aelbert |
Келли Кен Kelly Ken |
Кеммерер Фредерик Kaemmerer Frederik |
Кент Рокуэлл Kent Rockwell |
Кирико Джорджо Chirico Giorgio |
Кируэло Кабрал Ciruelo Cabral |
Клас Питер Claesz Pieter |
Климт Густав Klimt Gustav |
Климт Густав Часть 2 |
Кловио Джулио Джорджо Clovio Giulio Giorgio |
Клодион Клод Мишель Clodion Сlaude Michel |
Клуэ Жан Clouet Jean |
Клуэ Франсуа Clouet Francois |
Колдуэлл Клайд Clyde Caldwell |
Коллери Луи Caullery Louis |
Колуччи Алехандро Colucci Alejandro |
Коломб Мишель Colomb Miche |
Кольвиц Кете Kollwitz Kathe |
Кольер Джон Collier John |
Конинк Филипс Koninck Philips |
Констебл Джон Constable John |
Коппо ди Марковальдо Coppo di Marcovaldo |
Корнель де Лион Corneille de Lyon |
Коро Камиль Corot Camille |
Корреджо Антонио Аллегри Correggio |
Косса Франческо Cossa Francesco |
Коттон Уилл Cotton Will |
Коццарелли Гвидоччо Cozzarelli Guidoccio |
Крамской Иван Kramskoy Ivan |
Кранах Лукас Cranach Lucas |
Креспи Джузеппе Мария Crespi Giuseppe Maria |
Кривелли Карло Crivelli Carlo |
Куазевокс Антуан Coysevox Charles Antoine |
Кузьмич Алексей Kuzmich Alexey |
Куинджи Архип Kuinji Arkhip |
Кунеллис Яннис Kounellis Jannis |
Курбе Гюстав Courbet Gustave |
Куртуа Жак Courtois Jacques |
Кустодиев Борис Kustodiev Boris |
К Краткий словарь художественных терминов
Кампанила (итал. campanile), в итальянской архитектуре средневековья и эпохи Возрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.
Капелла (позднелат. capella, итал. cappella – часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и др. Капеллы обычно размещались в боковых нефах храмов или вокруг хора ("венец капелл" в архитектуре готики), а также в замках или дворцах; иногда строились также и отдельно стоящие, не связанные с храмом или каким-либо другим сооружением Капеллы.
Караваджизм, направление в европейской живописи 17 столетия, представленное последователями Караваджо, итальянского художника конца 16 – начала 17 веков. Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 столетия и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемый утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др.), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Г. Рени и др. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.).
Карандаш (от тюрк. кара – черный и даш, таш – камень), стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски, обычно в деревянной или металлической оправе, предназначенный для письма, рисования, черчения. В 12–16 веках для рисования применялись свинцовые и серебряные карандаши в металлической оправе, дававшие тонкий штрих и темно-серый тон. Известный с 14 столетия итальянский карандаш, изготовлявшийся из черного глинистого сланца или порошка жженой кости в смеси с растительным клеем, дает линию матового оттенка и слабой черноты. Малой интенсивностью и легким блеском отличается штрих распространившегося с 16 века графитного карандаша. Современный тип карандаша с пишущим стержнем из смеси графитного порошка с глиной и с деревянной оправой изготовляется с конца 18 столетия. Особые виды карандаша – пастель и сангина.
Карнация (франц. carnation – телесный цвет, от лат. caro – плоть, тело), живописные приемы (обычно многослойное наложение красок), применяемые для изображения кожи человека, его лица, других обнаженных частей тела.
Картон (франц. carton, итал. cartone, от лат. charta – бумага) в изобразительном искусстве, крупноформатный, иногда расцвеченный рисунок, выполняемый в размере будущего произведения фресковой живописи, витража, шпалеры, гобелена и т.п. Предварительная подготовка композиции с помощью картона была широко распространена в практике европейских художников эпохи Возрождения, а также 17–18 веков.
Киликийская школа, одна из школ армянской миниатюры, существовавшая в 12–14 веках в Киликийском армянском государстве на юге полуострова Малая Азия (главные центры – монастыри Ромкла, Скевра, Акнер, Грнер, Дразарк). Стиль Киликийской школы сложился на основе традиций искусства коренной Армении и Византии, а также под влиянием западноевропейской живописи этой эпохи; для миниатюр школы периода ее расцвета (в 13 столетии), особенно для произведений Тороса Рослина, характерны эмоциональность образов, стремление к объемной моделировке форм, богатство орнаментальных мотивов, виртуозность динамичного рисунка, звучность красок.
Классика (от лат. classicus– образцовый),
период расцвета древнегреческого искусства, охватывающий 5 век до нашей эры и первые
три четверти 4-го столетия до нашей эры. В эпоху Классики сложилась система регулярной
планировки города-полиса (архитектор Гипподам из Милета), высшей гармоничности и
тектонической уравновешенности достигла ордерная архитектура (постройки Иктина и
Калликрата), идеалы возвышенной красоты воплотились в пластике (скульпторы
Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, на исходе эпохи – Лисипп). Классика
подразделяется на раннюю ("строгий стиль"; первая половина 5 века до нашей эры), высокую
(вторая половина 5-го столетия до нашей эры) и позднюю (400–325 годы до нашей эры).
В более широком смысле под Классикой (классическим искусством) понимается все
искусство Древней Греции и Древнего Рима, а также опиравшееся на него искусство
Возрождения и классицизма. В максимально широком значении Классика – наивысшие
художественные достижения различных эпох и народов, проявляющиеся в самых
разных, часто не восходящих к античности стилистических формах. Совокупность
Классики народов мира составляет классическое художественное наследие,
являющееся достоянием всего человечества.
Колорит (итал. colorito, от лат. color – цвет, краска), применяемая в искусстве (в живописи, в использующих цвет видах графики, в некоторых типах произведений декоративного искусства) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Исторически сложились две основные колористические тенденции. Первая связана с применением более или менее ограниченного количества локальных цветов, иногда (особенно в средневековом искусстве) имеющих символическое значение. Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, использование тона, валёров, рефлексов. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным (при преобладании синего, зеленого, фиолетового оттенков) или теплым (при господстве красных, желтых, оранжевых цветов), светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным. блеклым и т.д. В архитектуре и скульптуре система цветовых отношений обычно называется полихромией.
Ксилография (от греч. xylon – дерево и grapho – пишу), один из видов гравюры, гравюра на дереве. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два основных типа ксилографии. В "обрезной" ксилографии на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а промежутки между ними выбираются долотом. Обрезной ксилографии, зародившейся в Германии, Чехии, Австрии на рубеже 14 и 15 веков, присущи контрастные соотношения черного и белого, обобщенность рисунка, его повышенное эмоциональное звучание. Выдающиеся гравюры в этой технике создавал А. Дюрер, а также его современники, разработавшие технику цветной ксилографии (немецкие мастера Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг, Л. Кранах Старший). Поэтическими ассоциациями, эмоциональной яркостью, замечательным техническим совершенством отмечены гравюры мастеров существовавшей с 17 века японской школы укиё-э(Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ). В 1780-е годы англичанин Т. Бьюик изобрел "торцовую" ксилографию; в этой технике на досках поперечного распила из твердых пород дерева специальным инструментом (штихелем) прорезаются тонкие штрихи, в оттиске выходящие белыми. Возможность с помощью комбинаций подобных штрихов создавать тоновые пятна разной насыщенности определила широкое распространение "торцовой" ксилографии как техники репродуцирования живописи и тональных рисунков.