Г Словарь
Художники, скульпторы, архитекторы |
Габриель Жак Анж Gabriel Ange-Jacques |
Гаварни Поль Gavarni Paul |
Гадди Таддео Gaddi Taddeo |
Галле Луи Galliat Lui |
Гарнье Жак Луи Шарль Garnier Jean-Louis-Charles |
Гаулли Бачиччо Gaulli Baciccio |
Гварди Джанантонио Guardi Gianantonio |
Гварди Франческо Guardi Francesco |
Гварини Гварино Guarini Guarino |
Гверчино Барбьери Guercino Barbieri |
Гвидо да Сиена Guido da Siena |
Гвидо ди Грациано Guido di Graziano |
Ге Николай Gay Nikolay |
Гейнсборо Томас Gainsborough Thomas |
Герен Пьер-Нарсис Guerin Pierre-Narcisse |
Гертген тот Синт-Янс Geertgen tot Sint Jans |
Гиберти Лоренцо Ghiberti Lorenzo |
Гирландайо Доменико Ghirlandaio Domenico |
Гисланди Витторе Ghislandi Vittore |
Гоген Поль Gauguin Paul |
Гойен Ян Goyen Jan |
Гойя Франсиско Goya Fransisko |
Голд Уильям Gold William |
Голике Вильгельм Golike Wilgelm |
Гольбейн Ганс Holbein Hans |
Гончарова Наталия Goncharova Nataliya |
Горюшкин-Скоропудов Иван Goryushkin-Skoropudov Ivan |
Госсарт Ян Gossaert Jan |
Гоццоли Беноццо Gozzoli Benozzo |
Гранвиль Жерар Grandville Gerard |
Гране Франсуа Мариус Granet Francois-Marius |
Грёз Жан Батист Greuze Jean-Baptiste |
Грибков Сергей Gribkov Sergey |
Григорьев Борис Grigoryev Boris |
Гро Антуан Жан Gros Antoine-Jean |
Гроот Георг Groot Georg |
Гроот Иоганн Groot Iogann |
Гудон Жан Антуан Houdon Jean-Antoine |
Гужон Жан Goujon Jean |
Гус Хуго Goes Hugo |
Гуттузо Ренато Guttuso Renato |
Г Краткий словарь художественных терминов
Гамма красочная, гамма цветовая, ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (обычно с одним доминирующим), используемый при создании произведений живописи, декоративно-прикладного искусства и др. Различают теплую холодную, светлую и другие гаммы.
Генуэзская школа, одна из художественных школ Италии с центром в городе Генуя. В живописи Генуэзская школа сложилась к конце 1620-х годов, во многом под влиянием работавших здесь фламандцев А. ван Дейка и П.П. Рубенса. Ведущим художником школы был Б. Строцци, соединивший местные традиции с живописностью и эмоциональной чувственностью фламандской живописи. Мастера Генуэзской школы прославились произведениями пасторального жанра, взволнованно-романтическими религиозными композициями. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции художников Генуэзской школы (Б. Строцци, Дж. Б. Кастильоне, А. Вассалло) отличаются сочной живописностью. В архитектуре Генуэзская школа оформилась к середине 16 века; ее расцвет связан с творчеством Г. Алесси, реформировавшего структуру городского палаццо.
Гератская школа миниатюры, одна из художественных школ Среднего Востока, существовавшая в 15 веке в столице государства Тимуридов Герате. Миниатюрам (главным образом иллюстрации к рукописям, создававшимся в придворной рукописной мастерской) 1-й половины 15 века присущи тонкость письма, чистый, иногда построенный на горячих тонах колорит. Произведения мастеров Гератской школы 2-й половины 15 столетия, среди которых выделяются Кемаледдин Бехзад и его ученик Касим Али, отличаются разнообразием сюжетов, многофигурностью и многоплановостью композиций с богатыми пейзажными мотивами, богатством красочной палитры.
Герма (греч. hermes), в Древней Греции первоначально культовый символ бога Гермеса в виде обработанного скульпторами каменного ствола с рельефом или камня с головой бога; особенно подчеркивался фаллос. Гермы устанавливались на дорогах из Афин с указанием расстояний и популярных сентенций. С 5 века до н. э. появляются гермы с портретами известных политических деятелей, поэтов и философов (часто встречаются гермы с двойными портретами).
Гемма (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
Глиптика (греч. glyptike, от glypho – вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях.
Гобелен (франц. gobelin), вытканный вручную ковер-картина. В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры, основанной как королевская в 1662 в предместье Сен-Марсель, в здании, которое до того занимали красильщики Гобелены (отсюда название). гобелены ткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей (иногда также золотых и серебряных) методом выборочного ткачества, т.е. отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Рисунки (картоны) для гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и другими сюжетами создавали крупные французские живописцы: в 17 столетии – директор мануфактуры Ш. Лебрен, в 18 веке – Ф. Буше, Ж.Б. Удри. Художественные качества гобеленов столь высоки, что их название было перенесено сначала на сделанные им в подражание шпалеры, а в 19 столетии – вообще на любые шпалеры и даже на обивочное плотное полотно машинного производства. В 19 веке художественный уровень гобеленов резко снизился; искусство гобелена было возрождено на новой эстетической основе только в 1930–1940-е годы. Массовые гобелены хорошего ткачества изготовлялись в мастерских Обюссона. Для гобеленов берутся более толстые нити и резко сокращают количество цветов (ранее их было несколько тысяч, теперь же меньше сотни). Картоны для гобеленов создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье и др. С 1960-х годов при изготовлении гобеленов вводятся аппликации, коллаж, ажурное плетение. Обнажается основа ткани, используются декоративные эффекты от рельефных переплетений. Помимо традиционных материалов, используются синтетические, кожа, шнур.
Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo – водяная краска), краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим и примесью белил, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. гуашь широко использовалась для выполнения книжных миниатюр уже в средневековом искусстве, а начиная с эпохи Возрождения – также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, позже – для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок в середине 19 века способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели, использованию ее особенностей (плотность и матовость тонов) для достижения специальных декоративных эффектов.