И Словарь
Мастера изобразительного искусства и скульпторы |
Иванов Александр Ivanov Aleksandr |
Иванов Андрей Ivanov Andrey |
Иванов Михаил Ivanov Mikhail |
Иванов Сергей Ivanov Sergey |
Икинс Томас Eakins Thomas |
Йорданс Якоб Jordaens Jacob |
Исраэлс Йосеф Israels Ioseph |
Йонгкинд Ян Бартолд Jongkind Jan Bartold |
Исачев Александр Isachev Aleksandr |
И Краткий словарь художественных терминов
Иконы – в христианской церкви живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, служащие предметами религиозного культа и имеющие священный характер. В православной и католической церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашних обрядов христианина. Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием, сам Иисус Христос дал свой образ, отпечатавшийся на полотне ткани, которым он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. Также по преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери (за таковые признаются Казанская и Смоленская иконы Богоматери). О существовании икон в церкви в первые три века христианства свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в христианских катакомбах. Со времени правления императора Константина Великого иконы входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени VII вселенского собора иконы становятся обязательной принадлежностью христианского культа, а иконопись получает большое развитие и широкое распространение.
Иконопись – на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения и библейские образа для храмов, также и домов верующих людей. Составляя особую отрасль живописи, Иконопись, тем не менее, существенно отличается от этого искусства в общепринятом смысле слова. Свой своеобразный характер Иконопись получила в Византии в связи от установления православием непоколебимых догматов веры и неизменных церковных обрядов. Затем Византийское искусство иконописи переместилось в Италию, где пользовалось уважением и было широко распространено в итальянском искусстве до наступления эпохи Возрождения. Будучи перенесено из Греции, вместе с распространением христианства, на Русь, Византийское искусство иконописи стало основой религиозной живописи и до настоящего времени пользуется в церковных канонах и среди народа явным предпочтением перед религиозной живописью в духе западно-европейских художественных школ.
Иллюминисты (illuministen, briefmaler) – существовавший в средние века и вплоть до XVII столетия цех рисовальщиков, которые украшали лубочными картинками небольшие популярные сочинения или отдельные листы религиозного и светского содержания, и продавали на базарах в праздничные дни. Молитвы, изображения святых, иллюстрированные легенды, календари, книжки о кровопускании и другие лечебники, сказания мудрецов, краткие известия (с картинками) о текущих событиях, игральные карты, впоследствии гербовые и родословные книги были главным предметом занятий иллюминистов. Это занятие еще, до открытия книгопечатания, в целях более скорого воспроизведения, вызвало усиленный спрос на гравирование картин и сокращенных текстов на деревянных, металлических и каменных плитах. Вместе с иллюминистами сосуществовали каллиграфы и миниатюристы, которые переписывали и украшали виньетками более полные тексты церковного и светского содержания.
Иллюстрация – рисунок, помещенный в печатной книге, преимущественно такой, который оттиснут вместе с ее текстом при помощи формы вырезанной на дереве (ксилографического или политипажного клише). Украшение книг такими рисунками, то есть их иллюстрирование, ведет свое начало от сделанных от руки рисунков (так называемых миниатюр), помещавшихся в рукописях с первых веков христианства.
Интерьер (от франц. interieur – внутренний) в архитектуре, внутреннее пространство здания в целом или составляющих его помещений (вестибюля, фойе, комнаты, зала в светских постройках, хора, нефа, трансепта в христианском храме и т.п.). Художественная выразительность архитектурного интерьера определяется как его пропорциями, конфигурацией, архитектоникой составляющих частей, так и его декоративным убранством. интерьер в живописи – жанр, одним из главных мотивов которого является изображение различных внутренних помещений. В искусстве Западной Европы тщательно-любовное воссоздание интимного "комнатного" мира, известное с эпохи Возрождения (произведения П. Перуджино, В. Карпаччо, Я. ван Эйка), достигло расцвета в голландской живописи 17 века (картины Я. Вермера Делфтского, Т. Метсю, Г. Терборха, П. де Хоха, "чистые" интерьерные виды Э. де Витте).
Исфаханская школа миниатюры, одна из ведущих художественных школ Ирана, сложившаяся на рубеже 16 и 17 веков в городе Исфахан, при дворе шаха Аббаса I. Основоположником стиля Исфаханской школы, для которого характерны каллиграфически точный виртуозный рисунок с легкой подцветкой, пластическая объемность и легкость фигур, тончайшая проработка деталей, был Реза Аббаси. С 1670-х годов под влиянием европейской живописи в миниатюрах Исфаханской школы появились элементы светотеневой моделировки, линейной и воздушной перспективы в изображении пейзажных фонов.