Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Мифология древнего мира

Мифологическая энциклопедия нашего проекта посвящена мифологиям основных культур народов Востока, а также античной, кельтской, скандинавской и славянской мифологии, чьи традиции составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом мировоззрения современного человека.

В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное – желание постичь сущность вселенной.

О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его победу. Например, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком.

По-иному трактуют эти извечные вопросы в Греции, Ирландии или Скандинавии, хотя европейские боги и богини, а также герои и смертные, сталкиваются с теми же кардинальными проблемами жизни, смерти и судьбы. Например, афинский герой Тесей успешно справился с чудовищным Минотавром, но бросил свою помощницу, царевну Ариадну. Переполненный радостью победы, он забыл сменить черный парус на белый. Результатом беспечности стало самоубийство отца Тесея, который бросился со стены афинского Акрополя. В Ирландии неспособность Кухулина на миг остановиться и поразмыслить привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына от амазонки Айфе.

Одну из многочисленных загадок кельтской мифологии представляет собой «явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории. Преданиям и историям об Артуре и его рыцарях (Ланселот, Персиваль, Овэйн, Борс, Галахад, Гавейн и другие), вне всякого сомнения, присущ подлинный исторический колорит, но они имеют и столь же бесспорно мифический характер.

В отличие от греков и кельтов народы Северной Европы не создали ярких героических традиций. Их великим героем был Тор, честный и воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного Мьелльнира, молота, который всегда сам возвращался к хозяину. В то же время морским разбойникам-викингам был по душе и Один, бог сражений и вдохновитель грозных берсеркеров. Им, не боящимся смерти суровым воинам, верховный бог сулил поистине райскую жизнь в Валгалле, своем небесном чертоге, где эйнхерии днем сражались, а ночью пировали в обществе прекрасных валькирий.

Игра престолов Королевства
Игра престолов Арт

Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так судьба и предназначение в европейской мифологии почти не поддаются изменению. Например, Один ничего не может поделать с неизбежностью гибели богов в день Рагнарек; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог греков, обязан лишь следить за ходом событий.

Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне их высших богов весьма скудны. Однако известно, что славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, водяные, русалки, а особым почетом у славян пользовались духи предков; во время своеобразного обряда им подносилась первая ложка и первый кубок.

Идет время, но мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать внимание, поскольку в этих древних как мир сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия.