Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пилон Жермен
Скульптуры и биография

Пилон Жермен (Pilon Germain) (около 1525-1528 или 1535-1590), французский скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца – резчика по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности ("Три Грации", около 1563, Париж, Лувр).

Пилон Жермен Три Грации с сердцем Генриха II
Три Грации с сердцем Генриха II,
мрамор, 1562, Музей Лувр
Пилон Жермен Скорбящая Мадонна
Скорбящая Мадонна, около 1586, терракота, Музей Лувр, Париж
Пилон Жермен Король Карл IX
Король Карл IX
1572, Лувр, Париж

Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение – Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, – облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни. Это одно из самых прекрасных творений французского Ренессанса. Вместе с Пьером Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей Генриха II и Екатерины Медичи (1563–1572, Париж, аббатство Сен-Дени).

Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие характеров и индивидуальности королевской четы.

Пилон Жермен Валентина Бальбиани
Валентина Бальбиани, мрамор, надгробная статуя, Лувр, Париж

Образ Генриха II, получившего смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии. Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии.

Подлинным шедевром Пилона и всей мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584–1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572–1584, обе – Париж, Лувр) работы Пилона. В искусстве Пилона поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче внутреннего мира человека. Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические формы: мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления – характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания. В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца. С тончайшим, но не навязчивым мастерством передает Пилон различные фактуры: нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое шитье великолепного платья.

Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную работу Пилона в жанре портрета: бюст Генриха II (около 1570–1575), Карла IX (оба – Париж, Лувр), епископа Ж. де Морвийе (1577, Орлеан, Музей изящных искусств); медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы Пилона пронизаны настроениями тревоги ("Скорбящая Мадонна", около 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие волнение самого мастера. В рельефе "Снятие с креста" (1580–е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема скорби: кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами – словно поверхность его "дышит"; отражающиеся блики света создают ощущение одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода жизни Пилона созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма.