Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Виже-Лебрен Элизабет
Картины и биография

Виже-Лебрен Элизабет (Vigee-Lebrun Elisabeth) (1755–1842), французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16 апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г.Бриара, занималась в луврской галерее копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза и Жозефа Верне.

Виже-Лебрен Соломенная шляпка
Соломенная шляпка, 1782,
Национальная галерея, Лондон
Виже-Лебрен Мария-Антуанетта королева Франции
Королева Франции Мария-Антуанетта,
1786, Замок Вольфсгартен, Германия
Виже-Лебрен Принц Генрих Любомирский в образе Гения
Принц Генрих Любомирский в образе Гения, 1789, Галерея Берлин-Далем

В 1776 году Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника, гравера и торговца картинами. Дела мужа, на вид блестящие, в действительности оказались расстроенными, и Жан Лебрен повел за счет жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения. В отсутствии супружеского счастья, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела достаточную известность в парижских аристократических кругах.

В конечном итоге Виже-Лебрен была приглашена в Версаль писать королеву. Мария-Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала ее дополнительными заказами. Кроме того, Мария-Антуанетта присвоила Виже-Лебрен титул своей первой портретистки, часто брала художницу с собой на прогулки, исполняла с ней дуэты, и стала практически ее другом.

Виже-Лебрен Жанна Дюбарри
Мари Жанна Дюбарри, 1781,
Музей искусств Филадельфии
Виже-Лебрен Татьяна Потёмкина
Портрет Татьяны Потёмкиной,
1820, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Виже-Лебрен Мари-Габриель де Грамон, герцогиня де Кадерусс
Мари-Габриель де Грамон,
1784, Музей Нельсона-Аткинса

В 1783 году королева оказала, со своей стороны, определенное давление на французские художественные круги с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно избрана в члены Королевской Академии искусства. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. И она сделала правильный выбор. В кровавом терроре Великой Французской революции погибли король и королева Франции, фаворитка короля Жанна Дюбарри и множество тысяч других подданных французской короны. Портретистка отправилась в Италию, где ее встречали повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии живописи избрали Элизабет Виже-Лебрен в свои члены. Из Италии Виже-Лебрен перебралась в Вену и пробыла там с 1793 по 1795 год, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года.

Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии художеств вручали художнице членские дипломы. В Петербурге Виже-Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В России художницей написаны портреты императрицы Марии Федоровны, цесаревны Елизаветы Алексеевны, великих княжен, дочерей Павла I, Александры и Елены, Станислава Понятовского, графа Толстого, представителей семьи Строгановых и многих других лиц. В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств.

Виже-Лебрен Юбер Робер
Юбер Робер, 1788,
Музей Лувр, Париж
Виже-Лебрен Автопортрет с палитрой
Автопортрет с палитрой, 1790,
Галерея Уффици, Флоренция
Виже-Лебрен Мадам де Сталь
Мадам де Сталь, 1809, Музей
искусства и истории, Женева

В 1801 году Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. Виже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835-1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795–1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. По списку, составленному самой художницей, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Сдержанная, чуть приукрашенная манера портретирования заслуженно принесла Виже-Лебрен европейскую популярность. Достоинства произведений Виже-Лебрен, в особенности портретных, составляют изящный и вполне правильный рисунок, приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма.

Картина Мари-Луизы Элизабет Виже-Лебрен "Автопортрет с палитрой".
Художница с кистью в руке сидит перед холстом, работая над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой; в другой руке она держит несколько кисточек и палитру. На общем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик одной из кистей. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием. Спокойный взор и обворожительная улыбка дают некоторое представление о незаурядной индивидуальности художницы. Хотя во время написания портрета Виже-Лебрен было тридцать пять лет, она несколько идеализирует свой облик, представляя себя в расцвете юности. Скончалась Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене.