Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Вейден Рогир
Картины и биография

Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (около 1400-1464), нидерландский живописец (он же Рожье де ла Патюр; Rogier de la Pasture). Учился, вероятно, в Турне у Робера Кампена; с 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской, в 1450 году посетил Рим, Флоренцию, Феррару.

Рогир Вейден Наречение Иоанна Крестителя
Наречение Иоанна Крестителя, 1450,
Святая Елизавета в кровати, а пророк Захария пишет имя рожденного сына
Рогир Вейден Портрет Франческо д'Эсте
Портрет Франческо д'Эсте, 1460-е,
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Рогир Вейден Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины, 1445,
Картинная галерея, Берлин

Ранние картины и алтари нидерландского живописца обнаруживают влияние Яна ван Эйка и Робера Кампена. Для творчества Рогира ван дер Вейдена, одного из крупнейших мастеров раннего северного Возрождения, характерна своеобразная переработка художественных приемов Яна ван Эйка.

В своих религиозных композициях, персонажи которых располагаются в интерьерах с видами, открывающимися на дальние планы, или на условных фонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки.

Рогир Вейден Дева Мария с младенцем
Дева Мария с младенцем, 1454,
Музей изящных искусств, Хьюстон
Рогир Вейден Святой Иво
Святой Иво, 1450,
Национальная галерея, Лондон
Рогир Вейден Святой Лука
Святой Лука, пишуший образ Мадонны,
1450, Музей Гронинген, Брюгге

Картинам художника Рогира ван дер Вейдена, во многом сохраняющим еще спиритуалистическую экспрессию искусства поздней готики, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность утонченно-яркого локального колорита (“Распятие”, Музей истории искусств, Вена; “Рождество”, средняя часть “Алтаря Бладелина”, около 1452-1455, Картинная галерея, Берлин-Далем; “Поклонение волхвов”, Старая пинакотека, Мюнхен; “Снятие с креста”, около 1438, Музей Прадо, Мадрид).

Изобразительным лаконизмом, острым выявлением характерности модели выделяются портреты Рогира ван дер Вейдена (“Портрет молодой женщины”, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Отказываясь от художественного универсализма Яна ван Эйка, мастер в своих произведениях концентрируется на внутреннем мире человека, его переживаниях и душевном настрое.

Рогир Вейден Изабелла Португальская
Портрет Изабеллы Португальской,
1450-е, Музей Гетти, Лос Анджелес
Рогир Вейден Снятие с креста
Снятие с креста, 1438,
Музей Прадо, Мадрид

Картина художника Рогира ван дер Вейдена “Снятие с креста”.
Полное горя и скорби поведение персонажей делает эту картину одной из наиболее волнующих в истории искусства и одним из шедевров живописи 15 столетия. Такие подробности, как слезы, стекающие по лицу Марии Магдалины, и то, как спадает ткань ее одеяния, когда она скорбно всплескивает руками, показывают, что нидерландский художник Ван дер Вейден был проницательным наблюдателем жизни. И тем не менее композиция в целом, с фигурами, сгрудившимися на первом плане, у рамы, как если бы они помещались в неглубоком ящике, напоминает скорее живую картину из рождественской процессии, чем точное изображение реального события. Рогир ван дер Вейден достиг большого успеха при жизни, и влияние его творчества было необычайно глубоким и продолжительным и после его смерти, причем не только на живопись Северной Европы, но и всего континента.