Арт Small Bay

Французское искусство
первой половины 17 века

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 века. Города, плебейско-крестьянские массы в деревне, мелкое дворянство, а также феодальная аристократия еще боролись за сохранение своих исконных привилегий, которые монархия стремилась ликвидировать. Общественная активность не была еще окончательно подавлена неограниченной властью монарха.

Ленен Семейство молочницы
Ленен
Семейство молочницы
1641, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Латур Шулер с бубновым тузом
Латур
Шулер с бубновым тузом
1635, Музей Лувр, Париж

Этот период отмечен столкновением нового и старого, борьбой различных идейно-художественных направлений в искусстве, литературе, философии. При дворе утверждалось официальное направление – искусство барокко. Его представителем и главой стал Симон Вуэ (1590–1649), на творчество которого повлияло искусство Италии, где он учился в молодости у мастеров болонской школы. Его картины на библейские, мифологические сюжеты отличались идеализацией типажа, нарядностью и пышностью форм, богатством аксессуаров.

В художественной культуре Франции 17 столетия в борьбе с направлением барокко формировались такие течения живописи, как классицизм и реализм. Самым крупным явлением художественной жизни Франции был классицизм (представители этого направления Никола Пуссен, Клод Лоррен и другие живописцы), в котором нашли отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся к 30-м годам 17 века. Основная этическая проблема – отношение человека и общественной среды – получила в нем глубокое отражение. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга.

Тьеполо Джованни Баттиста Tiepolo Giovanni Battista

Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. Но если гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то гуманистам 17 века – основоположникам классицизма – страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда их постоянное обращение к разуму как дисциплинирующему началу, отсюда забота об общей гармонии и равновесии целого. В оценке человека теперь большое значение имели моральные элементы, понятие о норме, добродетели. Резко противополагались добро и зло, возвышенное и низменное. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга.

Классицизм 17 века заключал в себе не только утопические идеалы, но и жизненные наблюдения, изучение душевных движений, психологии, поступков человека. Художники классицизма, выявляя общие типические особенности в характере, вместе с тем лишали образ индивидуального своеобразия. Они считали, что закономерности природы – ее тяготение к гармонии и равновесию целого – находят свое отражение в универсальных законах искусства, разработанных на основе традиций античности и итальянского Возрождения. Обязательным условием художественного произведения они считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка, поскольку содержанием картин были сюжеты «строгие, важные и полные мудрости». Эти канонизированные принципы часто уводили художников от правдивого отражения многообразия жизни, исполненной противоречий.

В то время как в центре внимания классицизма стояла исторически значительная личность, идеальный герой, мастера реалистического направления в произведениях отражали повседневную жизнь, искали индивидуальные характеры. Художники-реалисты (Жорж де Латур, братья Луи, Антуан и Матье Ленен) обращались главным образом к бытовой жанровой картине, портрету, пейзажу. В графике также выдвинулись самобытные мастера, затрагивавшие в своих листах и сатирические аспекты жизни. Большинство из этих художников формировалось и работало в провинциальных городах – Нанси, Лане, Тулузе, где сильна была оппозиция центральной власти и придворной культуре.

История зарубежного искусства →

Жан-Батист Пьер Jean-Baptiste Pierre
Яндекс.Метрика