Арт Small Bay

Икинс Томас
Творчество, картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Икинс Томас (Eakins Thomas) (1844–1916), американский живописец, график, фотограф, теоретик искусства, один из основоположников американской реалистической живописи. В американском изобразительном искусстве к тематике городской жизни одним из первых обратился художник Томас Икинс, который прошел академическую школу обучения живописи в Филадельфии, а затем в Париже. Реалистическая направленность искусства Томаса Икинса проявилась в ранних картинах художника – «Макс Шмитт в лодке» (1871, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Парусные лодки на Делаваре» (1874, Филадельфия, Художественный музей), свежих и насыщенных по колориту, пронизанных острым чувством ощущения современности.

Икинс Между раундами
Между раундами, 1875
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Икинс Автопортрет
Автопортрет, 1902
Академия дизайна, Нью-Йорк
Икинс Портрет Уильяма МакДауэлла
Портрет Уильяма МакДауэлла, 1904
Галерея Университета, Рочестер

Такова, например, картина Томаса Икинса «Между раундами». Глядя на это полотно, невозможно не услышать шума толпы, не почувствовать запаха сигаретного дыма и пота участников состязаний. В центре картины - боксер в короткие минуты отдыха между двумя раундами. Человеческое тело приводило Икинса в восторг. Спортивные соревнования - такие как бокс или гребля - давали художнику возможность показать обнаженное тело в движении. Современники приходили в негодование от того, что Икинс требовал от своих учеников писать обнаженную натуру. Художник путешествовал по Европе, где восхищался работами испанских реалистов Диего Веласкеса и Хуана Риберы. Именно у старых мастеров он научился энергии живописного реализма. Он часто использовал эффект света и тени, чтобы произвести драматическое впечатление, как это делал Рембрандт.

Уильям Голд William Gold

Творчество Икинса не получило признания при жизни художника, но следующие поколения по достоинству оценили его реалистический стиль. Иные задачи решает художник в большом групповом портрете-картине «Доктор Гросс в своей клинике» (1875, Филадельфия, Джефферсоновский медицинский колледж), где представлен прославленный хирург во время операции. На темно-коричневом фоне, среди фигур ассистентов, выделяется фигура доктора; яркий свет падает па его лицо с высоким лбом мыслителя, на его руки, держащие инструменты, выявляя в его облике вдохновенную интеллектуальную силу.

На противопоставлении тонально объединенного полутемного интерьера с напряженным, словно горящим цветом одежды первоплановых фигур строит Икинс и другие свои картины на темы из жизни большого города, посвященные борцам и боксерам, миру артистов и художников: «Виолончелист» (1896, Филадельфия, Пенсильванская академия художеств), «Актриса» (1903, Филадельфия, Художественный музей). С портретов Икинса смотрят врачи, ученые, музыканты, писатели. Значителен глубокий, психологически насыщенный портрет Уолта Уитмена (1887, Филадельфия, Пенсильванская Академия изящных искусств), который высоко ценил искусство художника.

История зарубежного искусства →

Берн-Джонс Эдвард Burne-Jones Edward
Top Mail.ru