Арт Small Bay
Курбе Картины
Климт Картины
Ярошенко Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Мазерель Франс
Графика, творчество и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Мазерель Сирена
Сирена, 1931
Частное собрание
Мазерель Печь для обжига извести
Печь для обжига извести, 1930
Фонд Мазереля, Германия
Мазерель Вожделение
Вожделение, 1921
Фонд Мазереля, Германия
Мазерель Прощание
Прощание, 1920
Гравюра на дереве

Напряженность общественной и политической борьбы, социальные контрасты в современном капиталистическом мире — источники творчества бельгийского художника, представителя символизма и экспрессионизма, Франса Мазереля (Frans Masereel) (1889—1972), создателя мужественного и динамичного стиля в современной революционной графике. Стиль Мазереля решителен, чеканен, предельно эмоционален. Негодующий или ликующий призывный тон его гравюр придает им характер злободневных хроникальных прокламаций, политических памфлетов, плакатов, обладающих огромной действенной силой, доступностью выражения.

Мазерель работал главным образом во Франции, но много путешествовал (Германия, Англия, Тунис, Швейцария, Россия). Первая мировая война воспитала в нем стойкого борца против милитаризма с его неумолимой жестокостью (репортажные рисунки из газеты «Ла Фей», 1917—1920; сюита «Мертвые встают», 1917), блестящего публициста, защитника человеческого достоинства, любящего жизнь и людей. В дальнейшем основная тема гравюр и рисунков Мазереля — страстное разоблачение капиталистического общества, вера в идеи мира, демократии, справедливости, неисчерпаемые силы народа, поднявшегося на борьбу. Ранние работы Мазереля отмечены влиянием экспрессионизма — он остро чувствовал уродливость капиталистического мира, запечатлевал его образ в утрированной форме. Приемы экспрессионизма, однако, для Мазереля не имеют самодовлеющего значения, они применены для заострения объективного содержания, заключенного в гравюре. Особенно волнует его социальная тема кипучей жизни капиталистического города с ее контрастами, лихорадочным ритмом и жестоким бездушием, с ее пороками и героикой, с ее беспримерным богатством и ужасающей нищетой (серия «Город», 1925). С калейдоскопической быстротой в листах Мазереля сменяются вздымающиеся вверх, теснящие человека гигантские небоскребы, дымящие фабричные трубы, хаос автомобилей, фантасмагория сверкающих реклам и витрин магазинов, бестолковая суета массы спешащих людей, фешенебельные кварталы, зловещие трущобы и т. д. И все же человек не поглощается окружающей его средой.

Герой Мазереля — работник-интеллигент, строитель, полон энергии, обуреваем высокими идеями, способен к ярким переживаниям. Подавленный одиночеством, он вступает в конфликт с обществом, испытывает превратности жизни, мужает, побеждает и ликует или гибнет. С конца 1900-х годов для Мазереля становится характерным в гравюрах жанр «романа в картинках». В них график раскрывает жизнь в сложных конфликтах и контрастах, повседневных и героических аспектах. «Страдания человека» (1918) — это поэтически-взволнованная повесть о внутреннем росте задавленного пролетария, который в трагической борьбе с жизнью в капиталистическом обществе становится героем-революционером. Финал серии — композиция «Расстрел». Одинокая фигура рабочего с гордым сознанием независимости противостоит невидимым врагам. Она воспринимается как символ мужества тех, кто победит в борьбе за справедливое будущее. Резкие контрасты черного и белого рождают трагический пафос листа, увековечивающего героя. Художник не описывает, а дает большие социальные обобщения, часто в одной фигуре, в одном факте выражает сложное содержание жизни, сочетает иронию, доходящую до гротеска, со светлой романтикой. К лучшим работам Франса Мазереля относятся социально-сатирические серии гравюр: «Мой часослов» (1920), «Идея» (1920), «Город» (1925). Мазерель пользуется здесь приемами иносказаний, гипербол, гротеска, сочетая их с жизненно верными деталями.

Художественный язык Мазереля суров, полон напряжения и контрастов. Мазерель предпочитает гравюру на дереве с характерным для нее лаконизмом, четкостью, звучным контрастом густо-черного и ярко-белого. Художник любит динамичные композиции, ракурсы, необычные точки зрения, острые, угловатые, порою резкие формы, рвущиеся, ломающиеся или следующие контуру предмета линии — они усиливают экспрессию его образов. Варьирование соотношения штрихов в его листах рождает впечатление красочного богатства и разнообразия. Мазерель — поразительный мастер в передаче света, чаще искусственного, ночного, во многом определяющего эмоциональный строй его образов. С поразительной гибкостью художник передает и остросоциальные характеристики, и лирические переживания («Сирена», 1932), и прямоту агитационного призыва, и грозную патетику «(Апокалипсис нашего времени», 1940—1944). Вера в свободного и сильного человека-творца отличает его поздние работы: «Юность» (1948), «Рабочий» (1949). Творчество гуманистов-художников Мазереля и Кольвиц стало истоком прогрессивной графики 20 века. Полное мыслей и чувств, оно выражало созревание нового революционного сознания.

История зарубежного искусства →







История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Таннинг Картины
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd