Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Американская живопись
Конец 18 – первая треть 19 века

По инициативе американского просветителя и художника-портретиста Чарльза-Уильяма Пила в 1805 году была основана Пенсильванская академия художеств. Наибольшее распространение в этот период получают историческая живопись и портрет.

Стюарт Портрет Джорджа Вашингтона
Художник Гилберт Стюарт. Портрет президента Джорджа Вашингтона, 1795, Национальная галерея искусства

Трамбалл. Героика войны за независимость воплощена в исторических полотнах Джона Трамбалла (1756–1843) «Сражение при Банкерс Хилле» (Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета) и других картинах художника. Эти многофигурные композиции живописца отмечены чертами представительности и условности, но в них есть и жизненная наблюдательность. Остры и точны портретные характеристики вождей освободительной войны и нового государства.

Стюарт. Портрет – ведущий жанр творчества выдающегося американского живописца Гилберта Стюарта (1755–1828), который получил художественное образование в Англии и испытал воздействие искусства Томаса Гейнсборо («Конькобежец», 1782, Вашингтон, Национальная галерея). Самостоятельная манера Стюарта обозначилась в написанном с натуры портрете Джорджа Вашингтона (1795, Вашингтон, Национальная галерея), грубоватого немолодого человека с крупными чертами лица, с уверенным и властным взглядом. Выделяется виртуозностью исполнения портрет мисс Перес Мортон (около 1802 года, Вустер, Городской музей), овеянный мечтательностью и нежной грацией.

Картина Гилберта Стюарта «Портрет Джорджа Вашингтона».
Портрет первого президента Соединенных Штатов, и соответствии с идеалами страны, которой он правил, является правдивым изображением, лишенным всякого показного блеска. Приглушенные краски фона по контрасту подчеркивают освещенное лицо Вашингтона, в котором с большим реализмом передан характер президента, отличавшегося честностью и разнообразными талантами, В начале 18 века Стюарт был самым известным портретистом в Америке. Ему удалось исполнить портреты пяти первых президентов страны.

Во время войны американцев за независимость он жил в Лондоне, где учился живописи вместе со своим соотечественником, историческим живописцем Бенджаменом Уэстом. Стюарт вернулся в Америку, хорошо усвоив традиции английской портретной живописи, представленной Томасом Гейнсборо и сэром Джошуа Рейнолдсом, которые он дополнил по-американски откровенным подходом к изображению модели. Портрет Джорджа Вашингтона кисти живописца Гилберта Стюарта послужил основой для изображения президента на долларовых банкнотах.

Салли. В области портрета также работал художник Томас Салли (1783–1872), автор реалистического портрета первого демократического президента Соединенных Штатов Томаса Джефферсона (1810–1820, Американское философское общество). С проникновенной теплотой написан художником портрет мальчика – «Рваная шляпа» (1820, Бостон, Музей изящных искусств), покоряющий искренностью и ясностью душевного мира.

История зарубежного искусства ►