Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Бернини Лоренцо
Скульптуры и биография

Бернини Джованни Лоренцо (Bernini Giovanni Lorenzo) (1598–1680)
Итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Работал в Риме, в 1665 посетил Париж. В произведениях Лоренцо Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились принципы этого стиля: драматичная эмоциональность, эффектная театральность образов, активное взаимодействие архитектурных и пластических масс с пространством.

Бернини Лоренцо Вакханалия
Вакханалия, 1617
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бернини Лоренцо Нептун и Тритон
Нептун и Тритон, 1620, Музей
Виктории и Альберта, Лондон
Бернини Лоренцо Истина
Истина, 1645–1652
Галерея Боргезе, Рим

Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. В ансамбле площади Святого Петра (1657–1663), архитектуре церкви Сант-Андреаль Квиринале (1653–1658), оформлении парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане (1663–1666) Бернини для организации больших пространств виртуозно использовал мощные колоннады, контрасты выпуклых и вогнутых форм, добиваясь при этом впечатления напряженного равновесия всех частей здания.

Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой Святого Петра, 1657–1666, и другие), а также отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации блеска и мягкости кожи, фактуры тканей.

Бернини Лоренцо Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна, 1625
Галерея Боргезе, Рим
Бернини Лоренцо Добродетель с двумя детьми
Добродетель с двумя детьми,
1634, Музей Ватикана, Ватикан
Бернини Лоренцо Давид
Давид, 1623 год
Галерея Боргезе, Рим

Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, 1644–1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный – символ любви Святой Терезы к Богу – демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре – она наполнена драматизмом и душевным волнением.

Виртуозность в исполнении и утонченность скулыптур Бернини напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников – Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы.

Бернини Лоренцо Портрет Констанцы Буонарелли Скульптура барокко
Портрет Констанцы Буонарелли,
1635, Флоренция
Бернини Лоренцо Экстаз святой Терезы Скульптура барокко
Экстаз святой Терезы, 1652,
Санта Мария делла Виттория, Рим
Бернини Лоренцо Площадь Собора святого Петра
Площадь Собора святого Петра
1656–1667, Ватикан, Рим

В творчестве Бернини сформировались также типы парадного портрета-бюста эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (портрет Людовика ХIV, мрамор, 1665, Национальный музей Версаля и Трианонов), барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639–1646), римского скульптурного декоративно-эффектного фонтана (фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырех рек на Пьяцца Навона, 1648–1651, и другие). Творчество Бернини оказало огромное влияние на европейское искусство 17 и 18-го столетий.

Творчество Лоренцо Бернини ►