Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Буффальмакко Буонамико
Картины и биография

Буффальмакко Буонамико (Buffalmacco Bounamico)
Флорентийский живописец Буонамико ди Мартино (1262–1340), по прозвищу Буффальмакко (Весельчак), был учеником Андреа Тафо. Прославлен монахом-новеллистом Джованни Бокаччо в качестве развеселого и находчивого острослова в знаменитом собрании средневековых историй «Декамерон».

Буффальмакко Буонамико Страшный Суд
Страшный Суд, 1330-1340,
Кампосанто, Пиза

Писатель Франко Саккетти в своих «Трехстах новеллах» также повествует о временах ученичества художника, когда Буффальмакко был в подмастерьях у живописца Андреа Тафо. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» оставил об этом художнике обширное сочиненение, состоящее в основном из анекдотов. Лоренцо Гиберти в труде «Записки об итальянском искусстве» сообщает, что Буффальмакко был удивительно одаренным мастером, с необычайной легкостью и быстротой выполнял заказы, и добавляет, что кроме Пизы и Флоренции Буонамико работал в Болонье.

Имя Буффальмакко в 1315-1320 годах упоминается в списках флорентийского цеха врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speciali), куда стали входить и художники. До наших дней не дошло ни одной подписанной им работы. Буффальмакко приписывают фрагменты фресок в пармском баптистерии, в соборе в Ареццо и в церкви Сан Паоло Рипа д'Арно в Пизе. В пизанском Кампосанто кроме «Триумфа смерти» кисти Буонамико приписывают и другие фрески – «Страшный Суд» с сошествием в Ад и «Жизнь пустынников».

Упоминания о погребальне Кампосанто (на латыни Campus Sanctus означает Святое Поле) при соборе в Пизе встречаются в итальянских архивах с начала 13 века. В архитектурном плане здание Кампосанто представляет собой простой прямоугольник с большим внутренним двором, обычной романо-готической постройки. Большие поверхности внутренних стен погребальни словно изначально были предназначены для росписей, и в течение нескольких десятилетий, начиная с 1330-1335 годов, здесь возник один из крупнейших фресковых центров 14 века, в котором работали мастера разных поколений из различных областей Италии: Франческо Траини был родом из Пизы, Пьетро ди Пуччо из Орвьето, Спинелло Аретино из Ареццо, Буонамико Буффальмакко, Стефано Фьорентино, Таддео Гадди и Андреа Бонайути из Флоренции, а Антонио Венециано был приглашен из Венеции. В 15 столетии фресковые росписи Кампосанто был дополнен работами Беноццо Гоццоли. В дальнейшем церковный ансамбль сильно пострадал во второй мировой войне при налете авиации союзников летом 1944 года, авиабомбежка спровоцировала в здании сильный пожар.

С 13 века в восточном крыле здания Кампосанто располагался алтарь с огромной фреской «Распятие» (фрагменты росписи сохранились до наших дней). Автором «Распятия» считают Франческо Траини. Ему же долгое время приписывалась и следующая за Распятием фреска «Триумф смерти». После работы исследователей и историков итальянского искусства и живописи Лонги, Польцера и Беллози, изучавших фрески Кампосанто, автором фрески «Триумф смерти» принято считать Буонамико Буффальмакко. На основании исследований в области истории костюма фреску удалось датировать 1330-ми годами. Авторство Буонамико Буффальмакко более не оспаривается и атрибуция фрески «Триумф смерти» в настоящее время считается общепринятой. Тем более, что согласно старинным документальным свидетельствам, в 1336 году Буффальмакко находился в Пизе.

Во фреске «Триумф смерти» нет последовательно изложенного рассказа. Она представляет собой ряд сцен, которые можно рассматривать в разном порядке. На фоне ландшафтного поля внизу, на пути знатного общества, выехавшего на охоту, оказываются три гроба с покойниками. Это тема предостережения о бренности всего земного, к ней нередко обращались в 13 – 14 веках; ее истоки – легенда о трех живых и трех покойниках, восходящая к французской литературе 13 века. Отшельник указывает всадникам и их свите на мертвых. Их вид сводит на нет все суетные мысли и высокомерие.

От этой сцены идет лестница вверх, где располагается обитель чистых духом отшельников. Справа от нее разворачивается сцена, в которой черти сбрасывают захваченные ими души в расщелины земли, из которых вздымаются языки пламени. Еще далее вправо ангелы ведут битву за людские души, а под ними расположилась группа изящно одетых кавалеров и дам, любующихся райским садом. Молодой человек играет на виоле, дама развлекается с собачкой, а над ними парят путти.

Главный смысл фресок – напоминание о бренности жизни (memento mori – помни о смерти). Эта тема была характерна для живописи треченто, и проявилась уже в работах Джотто. Карло Лизинио в 1812 году выпустил серию больших эстампов с изображениями фресок Кампосанто, благодаря чему они стали самым известным произведением итальянского средневекового искусства, и получили отклик в европейской литературе и искусстве.

Умер Буонамико Буффальмакко в 1340 году в возрасте семидесяти восьми лет во флорентийской больнице Санта Мариа Нуова для бедных. Похоронен вместе с другими бедняками на кладбище Осса при больнице. Работы Буффальмакко ценились как при жизни, так и после смерти художника.