Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Филиппо Липпи
Картины и биография

Фра Филиппо Липпи (Filippo Lippi) (около 1406–1469)
Липпи (Lippi), итальянские живописцы эпохи Раннего Возрождения, мастера флорентийской школы. Фра Филиппо Липпи – учитель Сандро Боттичелли. Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где позднее стал монахом, однако в глубине души Филиппо Липпи чувствовал себя созданным для мирской жизни.

Липпи Филиппо Портрет женщины и мужчины
Портрет женщины и мужчины, 1460–е
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Липпи Филиппо Мадонна в лесу
Мадонна в лесу, 1460
Государственный музей, Берлин

В 1421 Липпи принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Фра Филиппо Липпи был монахом братства кармелитов с 1421 по 1456 год. Как художник Фра Филиппо Липпи сложился под влиянием Мазаччо и Фра Анджелико; помимо Флоренции работал в Падуе (1434–1437), Прато (1452–1464, с перерывами) и Сполето (с 1466).

Фра Филиппо Липпи исполнял алтарные композиции, отмеченные проникновенным лиризмом и просветленной задушевностью (“Коронование Богоматери”, 1441–1447, Уффици; “Поклонение младенцу”, конец 1450–х – начало 1460–х годов, Картинная галерея, Берлин-Далем), фресковые циклы, отличающиеся тонкостью линейного рисунка, мягкой светотеневой лепкой, гармонией светлого, сдержанного колорита, индивидуальной портретностью образов (росписи хора собора в Прато, 1452–1464). В 1442 году Филиппо Липпи был возведен в сан священника в Сан Кирико близ Флоренции.

К 1447 году Филиппо Липпи закончил композицию “Коронование Марии” (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. С четкой иерархической дифференциацией представлены ряды ангелов, святых, церковных лиц и донаторов, наблюдающих за коронованием Мадонны. Множество объемных фигур в углубляющемся пространстве не производит впечатления ирреального зрелища.

Используя правила перспективы и тонкую светотеневую моделировку форм, художник основывает композицию на рациональных закономерностях. Взгляд зрителя втягивается в изображение с помощью таких приемов, как фигура ангела, помещенная на границе между картинным и реальным пространством, и направленный из картины прямо на зрителя взгляд епископа в зеленой мантии. Эта фигура священнослужителя является автопортретом Липпи.

В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.

Филиппино Липпи (около 1457–1504), сын Фра Филиппо Липпи. Помимо Флоренции работал также в Риме (1488–1489 или 1493). Станковым композициям (“Сцены из жизни Лукреции”, около 1475–1480, Галерея Питти, Флоренция; “Поклонение волхвов”, 1496, Уффици) и фрескам (росписи капеллы Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1487–1502) Филиппино Липпи присущи эмоциональная выразительность контурных линий, изысканность цветовой гаммы. Богатые, навеянные искусством античности архитектурно-декоративные мотивы придают им нарядность и оттенок поэтической сказочности. Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Умер художник во Флоренции в 1504 году.